Мероприятие прошло в смешанном формате. В аудитории присутствовали педагоги Асбестовского городского округа, молодые учителя и будущие психологи — участники проекта УрГПУ «Педагогическая интернатура». Все желающие смогли подключиться к видеотрансляции занятия.
Модератор, директор центра академического взаимодействия Наталья Белоусова анонсировала тему обсуждения: ключевые особенности дистанционной формы обучения в сравнении с традиционной моделью. Преподаватель английского языка школы № 170, лидер Ассоциации молодых педагогов Евгения Голенищева поделилась опытом внедрения проекта «дистанционная суббота», который реализуется в школе с 2017 года. За эти годы учителя вместе с учениками освоили ведущие образовательные платформы и сервисы, позволяющие успешно дополнять очные занятия. Евгения Михайловна напомнила о новых санитарных требованиях, ограничивающих использование детьми мобильных телефонов во время урок, и родителей. Возможно, необходимо создать универсальный тематический образовательный ресурс, доступный для всех желающих.
Мы считаем, что образование 2021 года это баланс между современными информационными технологиями и традиционными методами очного обучения. Ведь какие бы мы отличные сервисы и платформы не использовали, без живого учителя образование будет несовершенным. Важен живой контакт, малейшая возможность пообщаться с учениками лицом к лицу, — резюмировала Евгения Голенищева.
Преподаватели школы № 170 Алина Кургашева и Яна Шушкевич также рассказали о проекте «Дистанционная суббота» и об Интернет-ресурсах, доказавших свою эффективность при его реализации.
Педагог-психолог школы № 87, призер конкурса «Педагог-психолог России — 2020» Марина Ивакина рассказала о специфике психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образования в период дистанционного обучении и на этапе выхода из него. Несмотря на постепенное возвращение школ к очному формату, некоторые родители оценили преимущества «дистанта» для конкретных детей и хотели бы продолжить такое обучение. Марина Васильевна напомнила, что законом «Об образовании в РФ» предусмотрены только два формата обучения: в образовательных организациях либо в форме семейного образования и самообразования. Следовательно, сейчас родители не могут по своему желанию перевести ребенка на дистант. Со сложностями психологического характера в период дистанционного обучения и при выходе из него столкнулись все: и учителя, и ученики, и родители. Психолог подчеркнула, что особенно важно сейчас развивать навыки стрессоустойчивости, противостояния стрессу, воспитывать и развивать в себе способности к постоянным переменам.
В марте обязательно надо было начинать с психологического просвещения, потому что мы оказались в ситуации, когда было непонятно, что делать, — рассказала Марина Ивакина. — Например, в нашей школе мы постоянно информировали родителей через сайт школы, через родительские чаты и социальные сети о возможности получить психологическую поддержку в этот нелегкий период. Сначала по количеству обращений мы поняли, что для людей было важнее организовать сам учебный процесс, а потом уже решать психологические проблемы. К маю обращений стало значительно больше, мы консультировали письменно и через видеозвонки. С нового года, когда на очное обучение вернулись все классы (а некоторые параллели провели на дистанте без малого год!), дети и родители вновь столкнулись уже с обратными проблемами: возросла тревожность, многим нелегко привыкнуть к распорядку дня. И сейчас есть дети, которым для полноценного возвращения к очным занятиям необходима помощь специалиста: они утратили навыки коммуникации и перестали нуждаться в общении со сверстниками. Сейчас у нас в очном режиме ведутся и коррекционно-развивающая работа, и диагностика, и дальнейшее просвещение.
Тему психологического сопровождения «дистанта» продолжила доцент кафедры психологии УрГПУ, преподаватель школы № 2 Березовского Юлия Братчикова. Она рассказала, что взаимно поддерживать друг друга в этой ситуации должны все участники образовательного процесса: важно организовать условия для обучения в домашних условиях, убедить родителей «не учиться» за детей, но уметь помочь ребенку в учебном процессе, сформировать новые, в том числе цифровые компетенции у людей. В качестве плюсов онлайн-обучения Юлия Владимировна выделила возросшую готовность отвечать на вызовы времени, освоение навыков XXI века, формирование умения учиться, тенденцию к индивидуализации образовательного процесса. Сберечь психологическое и физическое здоровье в этот период помогут также универсальные рекомендации: позитивное отношение к ситуации, смена видов деятельности и соблюдение режима дня.
Об этической модели поведения преподавателя и ученика в условиях онлайн-обучения, а также о специфике такой коммуникации и правилах делового этикета рассказала заведующая кафедрой русского языка и литературы Курганского государственного университета Ирина Жукова. Она подключилась к образовательному интенсиву удаленно. От делового Интернет-общения требуется краткость, доступность, конкретность, отсутствие канцеляризмов. В онлайн-беседах как никогда уместны принципы вежливости, которые сформулировал профессор Джеффри Лич: максима такта, великодушия, одобрения, согласия, скромности и симпатии.
А Ирина Колотовкина, сотрудник центра «Учитель будущего», в своем выступлении сделала акцент на цифровом этикете современного педагога в социальных сетях. Она обозначила, где проходят границы между личной жизнью учителя и его общественным и профессиональным положением, и напомнила, что «цифровой след» остается в виртуальном пространстве и может причинить реальный вред деловой репутации педагога.
На март в центре академического взаимодействия запланирован очередной, уже четвертый образовательный интенсив.
Пресс-служба УрГПУ
Текст и фото: Кристина Черникова.