«Человеком мало родиться, им еще надо стать!». Более ста педагогов встретились на образовательном интенсиве по проблемам воспитания

11 ноября центр академического взаимодействия УрГПУ провел образовательный интенсив «Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе». В онлайн-пространстве собрались 110 учителей Екатеринбурга, Свердловской области и Алтайского края. Также в мероприятии приняли участие 18 участников проекта «Педагогическая интернатура».

Программа мероприятия разработана Центром академического взаимодействия совместно с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Модератором образовательного интенсива выступила директор центра Наталья Белоусова.

Основной информационной частью занятия стала презентация о программе воспитания в школах заведующей кафедрой педагогики и психологии педагогического университета Новосибирска Татьяны Ромм. Свой доклад она открыла строчками Эдуарда Асадова: «Человеком мало родиться, им еще надо стать!». Татьяна Александровна выделила сферы, которые сейчас больше всего нуждаются в воспитательных инновациях. Это интернет-пространство, новые молодежные и детские субкультуры, и специфика социально-неоднородного общества — этнические, религиозные, материальные и другие различия. Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания, и утверждена 2 июня 2020 года. Она уже прошла апробацию в 83 регионах, в 756 школах, с участием 57 экспертов. Внедрение программы в образовательных учреждениях запланировано на 1 сентября 2021 года. Татьяна Ромм отметила конкретность и целостность программы воспитания:

Документ написан простым, понятным языком, в нем только 25 страниц, поэтому он легко воспринимается. В программе обозначены конкретные цели и принципы, единые для всего образовательного пространства.

Также Татьяна Ромм выделила риски разработки и внедрения программы воспитания. Неверным подходом станет рассматривать документ как инструмент воспитания, держать в тайне от родителей, не разъяснять программу в педагогических коллективах, подключать к работе только классных руководителей и администрацию школы, извлекать из нее некую «шкалу уровня воспитанности».

Слушатели поинтересовались у профессора Ромм, кто более ответственен за воспитание, семья или школа? Татьяна Александровна ответила, что если рассматривать воспитание как процесс социализации в целом, то, безусловно, это задача семьи, ее образа жизни и традиций. Если же речь идет о целенаправленном формировании условий для развития личности, то это происходит в организациях, созданных государством для решения воспитательных задач — в школах, детских садах.

Еще одна проблема — недостаточность мотивации к воспитательной деятельности у педагогов. Татьяна Ромм посоветовала учителям воспринимать ее не как дополнительную нагрузку к преподаванию, а как ресурс, интерес к которому должен формироваться еще в педагогическом вузе.

Своим необычным профессиональным опытом поделилась заместитель директора школы № 129 Екатеринбурга, лидер молодых педагогов Свердловской области Юлия Перепечина. В школе, где работает Юлия, обучаются дети 18 национальностей, и не всех из них владеют русским языком. В 2010 году школе был присвоен статус городского опорного центра «Формирование языковой картины мира у учащихся с неродным русским языком». Выпускница УрГПУ, Юлия уже дважды была классным руководителем в многонациональных классах и разработала собственную программу для педагогов. Для создания благоприятного микроклимата и успешного обучения в многонациональном классе она выделяет несколько шагов. Юлия рекомендует коллегам сразу устанавливать личные границы для себя, детей и особенно родителей: определить время, в которое педагог готов общаться по телефону, предупредить, что вне этого времени можно беспокоить педагога только по вопросам жизни и здоровья ребенка. Это способствует взаимному уважению в коллективе. Класс должен быть одной командой, дети, плохо говорящие на русском, быстрее осваивают язык вместе с товарищами-«переводчиками». Любой ребенок ценен для класса, его таланты и способности нужны и востребованы. Очень важна совместная деятельность класса — например, Юлия Сергеевна вместе со своими подопечными создала отряд юных инспекторов движения.

Важное правило для классного руководителя: выход на дом к детям. Эта практика может показаться неприятной, но она совершенно необходима для понимания ситуации в семье. Особенно это значимо для работы с детьми, которые вызывают у вас опасения или недавно влились в ваш класс. Классному руководителю нужно понимать, в какой психологической обстановке живет ребенок, в каких материальных условиях, как родители понимают и выполняют свои обязанности, — считает Юлия Перепечина.

О дополнительном образовании как фактору воспитания в школе рассказала заместитель директора школы № 114 Елена Михайлова, кстати, тоже выпускница УрГПУ. В школе действуют хореографический коллектив «Дельфи» — лауреат и обладатель Гран-при множества международных и российских конкурсов, туристическая команда «Горцы», кружок юных экологов, студии рукоделия и технического моделирования. Елена Викторовна показала несколько видеороликов, повествующих о спортивных и творческих достижениях учеников школы № 114.

От центра «Учитель будущего» собравшихся приветствовала директор Марина Бывшева. Она отметила актуальность темы воспитательной работы и формирования личности школьников и заверила, что ресурсы центра позволяют включить такие тематические занятия в программу повышения квалификации педагогов. Также учителя могут поделиться собственными методическими наработками в этой области, которые могут успешно тиражироваться на курсах повышения квалификации. А в видеостудии центра можно записать интересные обучающие видеоролики.

Следующий образовательный интенсив запланирован на 25 ноября. Он будет посвящен новым профессиональным компетенциям педагогов.

Пресс-служба УрГПУ

Текст: Кристина Шадрина
Фото Александры Карпушевой.

 

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram