В этот раз разобраться с подобными непростыми вопросами обучающимся помогли эксперты, в числе которых – председатель Свердловской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Трошкина, д-р ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин УрГПУ Алена Постникова, директор школы 175 г. Екатеринбурга Наталья Малаева и директор школы 149 г. Екатеринбурга Ольга Добычина.
На встрече присутствовали студенты УрГПУ, в том числе участники проекта «Педагогическая интернатура», благодаря которому за нашим университетом закреплен статус федеральной инновационной площадки.
В начале мероприятия был проведен небольшой интерактив. Нескольким участникам было предложено разделиться на команды студентов и молодых педагогов, также была организована команда экспертов из числа спикеров встречи.
Команде обучающихся было предложено описать портрет директора школы. По их мнению, он должен быть хорошим наставником, который уважает своих работников и учащихся, подает им пример, имеет большое сердце и духовные качества, а также идет в ногу со временем. В числе важных личностных качеств директора школы были выделены – компетентность, харизматичность, человечность, справедливость, находчивость, нацеленность на результат, уравновешенность и др. Особо было отмечено, что перед директором школы должны стоять не только личные цели, но и цели государства.
Команда молодых преподавателей описывала портрет педагога-наставника – опытного специалиста, которым они сами стремятся стать. В их представлении такой человек должен иметь авторитет среди коллег, идти в ногу со временем, знать и любить свой предмет, детей, и чтобы это было взаимно, не бояться ошибаться. Среди важных личностных качеств педагога-наставника были названы – уравновешенность, умение решить любую проблему, самосовершенствование и коммуникабельность.
Задачей команды экспертов было описать портрет молодого педагога, который будет востребован в любой школе. В числе ожиданий работодателей – готовность к развитию, методическая компетентность, эмпатия, инициативность, дисциплина, личная ответственность, решительность, принятие и понимание ролевой позиции педагога, готовность принимать проблемы и уметь с ними справляться, грамотная организация воспитательной работы и работы с родителями.
Вы должны быть звездой. Но чтобы стать интересными детям, нужно быть прежде всего интересными себе. Только личность ведет за собой, тогда все получится и все сложится. Не стесняйтесь, будьте собой и будьте звездами, – резюмировала Татьяна Трошкина.
Пока команды готовились к выступлению, остальные участники встречи обсудили просмотр одного из выпусков Ералаша «40 чертей и одна зеленая муха», в частности, ответили на вопросы, что помогло молодому учителю обернуть непростую ситуацию в свою пользу, разобрали педагогические приемы завоевания авторитета среди учеников, а практикующие студенты вспомнили свой первый урок и чувства, которые тогда испытывали, рассказали о роли наставника в адаптации молодых педагогов в школе.
Далее состоялась дискуссия и живой обмен мнениями по разным вопросам, в частности, о том, какова основная цель современной школы. Эксперты также поделились, почему решили остаться в профессиональной образовательной среде, как сделали первый шаг в педагогическую профессию и обозначили жизненные принципы, которые помогают им идти по жизни и быть успешными в профессии.
Отдельно остановились и на бонусах для молодых педагогов, в числе которых были выделены – 50%-ная надбавка от оклада в течение первых двух лет работы в школе, подъемные от правительства области, возможность дополнительного заработка за счет внеурочной деятельности и путем участия в различных конкурсах профессионального мастерства, грантовая поддержка, удлиненный оплачиваемый отпуск 56 дней, 100%-ная компенсация всех коммунальных расходов педагогам сельских школ. Изюминкой Свердловской области также является возможность отдыха работников образовательной системы в санатории-профилактории «Юбилейный».
Кроме того, в нашем регионе действует ряд проектов, которые помогают молодым педагогам войти в профессиональную деятельность максимально щадящим способом и чувствовать себя комфортно в самой профессии – прежде всего это наставничество. «Если раньше это было волонтерским движением, то сейчас проводится регулярное обучение наставников, с тем чтобы вы могли быстрее найти друг друга и идти дальше по профессии», – пояснила Татьяна Трошкина. Шестой год Свердловская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ проводит конкурс «Молодой учитель», который также помогает мягко войти в профессию, познакомиться и, что называется, прикипеть к своему наставнику. Есть и федеральные проекты, такие как мастерские управления «Сенеж», образовательный центр знаний «Машук», в которых организуется серьезное обучение на бесплатной основе, а все остальные расходы берет на себя образовательная организация при условии, что заинтересована в молодом специалисте и видит в нем потенциал.
В конце встречи доцент центра «Учитель будущего» УрГПУ, канд. психол. наук, куратор проекта «Психолого-педагогические классы» в УрГПУ Наталья Белоусова подчеркнула, что двери школ открыты, и молодых педагогов там всегда ждут.
Текст и фото – Кристина Зверева