К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Воспитание во внеурочное время» по тематике образовательной программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей», который состоялся 19 ноября в пресс-центре агентства ТАСС в Екатеринбурге. В нем приняли участие представители власти, вузов, школ и проектов платформы «Россия — страна возможностей», которые занимаются образовательной тематикой.
Сейчас перед системой образования стоят новые вызовы, прежде всего, каким образом сделать воспитательную работу интересной, чтобы она находила отклик как у детей, так и родителей, чтобы это был процесс взаимного творчества всех участников образовательного процесса. В условиях дистанционного обучения педагогам не стоит забывать и отказываться от внеурочных мероприятий, потому что, с одной стороны, это позволит разнообразить формы дистанционной коммуникации с детьми, с другой стороны, позволит детям легче адаптироваться к тому, что они находятся на удаленном режиме, — сказал руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия — страна возможностей» Андрей Богданцев.
Платформа «Россия — страна возможностей» ведет активную работу по подготовке учителей будущего, которые умеют, сохранив традиции, предложить и внедрить новый инструментарий, в том числе онлайн-инструменты, уточнил Богданцев.
В Мастерской управления «Сенеж» мы ориентированы на сопровождение учителей в этом процессе, всестороннюю ресурсную поддержку, обучение новым инструментам в сфере образования и воспитания, чтобы воспитательная среда школ стала не только индустрией досуга, но и частью образовательного и социализирующего процесса. Мы реализуем программы для учителей, такие как онлайн-курс «Среда обучения», форум молодых педагогов «Линейка». Отдельно хочу отметить про геймификацию и онлайнизацию — призываю учителей не пугаться современных тенденций, таких как TikTok, научиться самому делать интересный контент, чтобы ребята смотрели не только модных блогеров, но и ценные воспитательные советы, которые дают учителя, — сказала в ходе круглого стола проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия — страна возможностей» Мария Афонина.
Мария Афонина напомнила, что авторы программы «Среда обучения», которая включает такие направления, как «Воспитание во внеурочное время», «Воспитание через инициативы школьников», «Воспитательный потенциал урока», «Цифровое образование: как сохранить качество», провели эффективные образовательные и развивающие модули для всех участников образовательной и воспитательной среды.
Большие внимание развитию внеурочного образования уделяют в настоящее время в Свердловской области.
В регионе большое внимание уделяется внеурочной деятельности, внедрению ее в школах. Сейчас министерство образования Свердловской области работает над тем, чтобы собрать воедино некий банк ресурсов — сформировать список учреждений, общественных организаций, работающих в этом направлении, и сделать его доступным и максимально удобным для педагогов и родителей. Также активизируется работа с родительским сообществом: дети стали больше времени проводить времени дома, во многом это стало новым вызовом. Кроме того, сейчас школы должны разработать программы воспитания, и наша задача — помочь в этом школам, чтобы каждый педагог понимал, какой ресурс он может использовать, — сказала заместитель директора Департамента молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Ольга Котлярова.
Эксперты во время круглого стола также отметили важность подготовки и переквалификации педагогических кадров, которые могли бы грамотно организовать не только образовательный процесс, но и внеурочную деятельность, создать в школах воспитательную среду, учитывая современные реалии.
Внеурочную деятельность можно рассматривать, во-первых, как организацию дополнительного образования, и здесь очень важно до современных ребят донести мир профессий. Профориентационная деятельность, если она будет разворачиваться через дополнительное образование, да еще и в цифровой среде, где ребята могли бы почувствовать и попробовать себя в виртуальной реальности в мире новых профессий, — мне кажется, это было бы очень интересно. Ведь новые профессии, которые сегодня „стучатся“ к нам, в том числе в сферу педагогики, такие как разработчик онлайн-курсов, цифровых образовательных платформ, и многие другие — они ведь никуда не уходят и от основной образовательной деятельности. Каждый учитель может по-другому осмыслить свой предмет, но использовать те новые формы, о которых мы сегодня говорим — создание подкастов, цифровых уроков, небольших роликов и т. д. И, конечно, это интереснейшая реальность, которая перед нами открывается. Возможности такие у нас сейчас есть. В нашем университете даже есть видеостудия, в которой мы с педагогами записываем эти цифровые уроки, со студентами записываем небольшие ролики, и привлекаем школьников, организуя для них конкурсы, позволяя попробовать себя в этой роли разработчиков нового качества образовательного контента, — сказала ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова.
Участники остановились на проблемах и возможностях школьного воспитания во внеурочное время в дистанционном режиме.
Мы совместно с коллегами и учителями Екатеринбурга и Свердловской области записываем различные варианты воспитательных практик, которые можно реализовать и во внеурочной деятельности. Такие видеоролики с методическими материалами размещаем на канале «Учимся вместе» — это канал единой цифровой среды Свердловской области. Тем самым пример учителя, о котором много говорят, доступен не только в классе для некоторых детей, но и широкой среде на онлайн-площадках. Именно движение, импульс команды, профессионального сообщества дает возможность изменить воспитательную работу, внести новые тренды и форматы в воспитательную внеурочную деятельность в каждой школе, донести до каждого ребенка и семьи, — отметила директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, эксперт профессионального конкурса «Учитель будущего» Марина Бывшева.
АНО «Россия — страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», конкурс «Лидеры России. Политика», студенческая олимпиада «Я — профессионал», международный конкурс «Мой первый бизнес», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», всероссийский конкурс «Доброволец России», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», конкурс «Цифровой прорыв», профессиональный конкурс «Учитель будущего», портал Бизнес-навигатора МСП, конкурс «Лучший социальный проект года», всероссийский проект «РДШ — Территория самоуправления», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), благотворительный проект «Мечтай со мной», всероссийский конкурс «Лига вожатых», конкурс «Моя страна — моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN» и «Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior».
В рамках деятельности АНО «Россия — страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр — Мастерская управления «Сенеж». Он призван формировать генерацию активных граждан, в том числе компетентных государственных служащих, прошедших современную профессиональную подготовку и объединенных ценностью ответственного служения стране и обществу.
Фото пресс-центра ТАСС-УРАЛ
фотограф Владислав Бурнашев