Эксперты рассказали участникам проекта «Педагогическая интернатура», как общаться с родителями ученико

26 января состоялся в ЦНППМПР «Учитель будущего» состоялся образовательный интенсив для участников проекта «Педагогическая интернатура» – “Учитель и родитель: путь к диалогу”. Тема была выбрана в соответствии с запросом самих будущих педагогов. Взаимоотношения молодых педагогов и родителей неизменно возглавляют топ списка трудностей, о которых говорят молодые учителя.

Встреча со студентами и молодыми педагогами прошла в формате дискуссионного клуба в гибридном режиме: часть спикеров и участников присутствовала очно, другая часть подключилась онлайн. В разговоре приняли участие Елизавета Карсакова, учитель английского языка екатеринбургской школы № 157, победитель конкурса «Самый классный классный», Елена Григорян, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, педагог-психолог МДОУ № 12 «Радуга» в г. Берёзовском; Людмила Золотницкая, председатель Свердловского областного родительского комитета; Равиль Валиев, заведующий кафедрой общей психологии и конфликтологии; Наталья Белоусова, заместитель директора центра «Учитель будущего». Встречу вел доцент кафедры общей психологии и конфликтологии Павел Ежов.

Елена Григорян рассказала о типах родителей учеников, с которыми могут встретиться педагоги, и о том, как следует с ними взаимодействовать, чтобы общение было продуктивным. Елена Николаевна уточнила, что классификация эта – не научная, а родившаяся из собственного опыта и наблюдений. Родителей, с которыми мечтает работать каждый педагог, можно назвать адекватными. Они с вниманием и уважением относятся и к своим детям, и к труду учителя, сотрудничают со школой, идут навстречу там, где требуется помощь. Их дети хорошо воспитаны, хорошо учатся, всесторонне развиты и в целом никаких проблем ни учителю, ни образовательной организации не доставляют. Такие родители (их мало, но они есть) – самые верные союзники педагога, и все, что от него требуется – относиться к ним с таким же уважением и вовлекать их в классную и школьную деятельность вместе с детьми. Далее, существуют родители одинокие (малоресурсные) – те, кто и рад был бы помочь, но у них слишком много работы и мало ресурсов, чтобы уделять достаточно внимания детям и их учебному процессу. Здесь главное – заинтересовать родителя, убедить, что учитель хочет помочь ребенку, а не загрузить неполную или проблемную семью еще сильнее; тогда они пойдут на контакт. Есть родители-«достигаторы», от которых чаще всего можно ожидать грубости в отношении педагогов. С ними следует общаться очень спокойно и хладнокровно, избегать любых оценок, оперировать только фактами. Есть и другие типы, требующие своих подходов.

Если говорить об общих принципах взаимоотношений с родителями, Елена Григорян посоветовала применять техники активного слушания, пользоваться я-высказываниями, находиться в позиции «равный-равному», а не держаться с родителем приниженно или свысока. Нужно учиться правильно задавать вопросы, делать их открытыми. И помнить, что продуктивный разговор более вероятен в зоне интересов собеседников. Такой сферой является ребенок.

Елизавета Карсакова взаимодействует с родителями и как педагог-предметник, и как заместитель директора по воспитательной работе. По ее словам, опросы учителей выявили любопытную закономерность: педагоги начального звена в большинстве считают, что родители учеников им помогают, педагоги среднего и старшего звена говорят, что они «скорее мешают». «Самое время задуматься – где, когда и почему мы теряем родителей как своих союзников и помощников» – обозначила проблему Елизавета Александровна. И поделилась большим опытом сотрудничества с родителями. Прежде всего надо помнить, что «работает» только индивидуальный подход, потому что и родители, и дети – разные. Родители откликаются на сотрудничество и отворачиваются от наставнической позиции учителя, они хотят, чтобы разговор между взрослыми людьми шел на равных. Педагогам следует активно работать не только с родителями детей из группы риска, но со всеми. Очень хорошо родители откликаются на вовлечение во внеклассные и внешкольные мероприятия, только эти мероприятия действительно должны быть интересными и увлекательными. Всего один позитивный опыт – и дальше родители уже придут сами, принесут свои творческие идеи, время и возможности. «Если учитель делает для детей чуть-чуть больше того, что обязан делать, – подытожила Елизавета Карсакова, – родители это обязательно заметят и оценят!»

Людмила Золотницкая рассказала о видении проблемы от лица родителя и порассуждала о том, почему родители и учителя так часто оказываются по разные стороны баррикады. За конфликты ответственны обе стороны. Родителям не нравится директивный стиль, в котором с ними общается школа. Например, так: «Вы должны до завтрашнего дня сделать ребенку шляпу для выступления». Это провоцирует агрессию: родитель не является подчиненным ни директора, ни педагога, он не обязан подчиняться их приказам, его симметричный ответ: «Это вам в школе нужно, вы и делайте». И обе стороны выиграли бы, если бы педагог сформулировал задание по-другому: «У вашего ребенка выступление, он долго готовился, и теперь ему нужна крутая шляпа, чтобы он был уверен в себе и хорошо выступил». Кто в таком случае не пошел бы навстречу? Реальность такова, что родителям «спускается сверху» очень многое. Но нужно, не жалея слов, сил и эмоций, объяснять, зачем это нужно. С другой же стороны, родителям нужно учиться понимать учителей, представлять себе объем их задач и ответственности, не смотреть на них свысока, уважать их личные границы.

Тему конфликтов подхватил и развил Равиль Валиев и подвел под ней черту с позиции не только психолога, но и профессионального медиатора, который занимается научным и методическим кураторством школьных служб примирения, которые действуют в Екатеринбурге, Серове, Асбесте, Красноуфимске и других городах области. Во-первых, как отметил Равиль Азатович, когда мы говорим о «неадекватных» родителях, правильнее употребить термин «неудобные». Часто – просто имеющие свое мнение, отличное от мнения педагогов и администрации, и не стесняющиеся его отстаивать. Во-вторых, важно понимать, что откровенно враждебно настроенных родителей все-таки мало. Большинство настроено на сотрудничество в интересах ребенка, хочет понять суть проблемы и помочь педагогам в достижении общей цели, образовательной и воспитательной. Например, много ли смысла в традиционных родительских собраниях в наше время дистанционных технологий? Если формального в отношениях между родителями и педагогами станет меньше, а содержательного – больше, от этого выиграют все.

Встреча вызвала интерес присутствующих студентов и, как надеются организаторы, помогла если не окончательно развеять, то смягчить одно из главных опасений будущих учителей. В программе работы проекта «Педагогическая интернатура» будут новые образовательные интенсивы. Скоро состоится презентация нового формата мероприятия – «Час с экспертом». На вопросы студентов ответят лучшие учителя, директора школ, представители профсоюза работников образования и органов управления образованием.

 

 

Текст: Ирина Шаманаева

Фото: Александра Карпушева

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram