Кадровые перспективы для новых школ Свердловской области: проблемы и решения

Участниками совещания «Организация подготовки управленческих команд во вновь вводимых образовательных организациях» стали руководители системы образования Екатеринбурга, Красноуфимска, Кушвы и других территорий.

Встречу открыла ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Она сообщила, что сегодня формирование кадрового педагогического ресурса, раскрытие потенциала педагогически одаренных детей — одна из основных задач государства в сфере образования. Важно, чтобы дети со школьной скамьи делали осознанный выбор, формировали свою профессиональную траекторию и возвращались в родные города и школы квалифицированными специалистами. Педагогический университет — одно из значимых звеньев в этой работе. В УрГПУ регулярно проходят профориентационные мероприятия, такие как «День открытых дверей», «Ночь педагогической карьеры». С 2015 года реализуется проект «Педагогическая интернатура», в рамках которого студенты-старшекурсники могут познакомиться со школами Екатеринбурга, определиться, где именно они хотели бы работать. Проекты затрагивают и область, например, благодаря сотрудничеству с администрацией Лесного, студенты смогли побывать на экскурсии в этом закрытом городе, посмотреть его школы «изнутри».

Сложность ситуации с педагогическими кадрами в Свердловской области подчеркнул начальник отдела высшего образования и развития педагогических кадров Министерства образования и молодёжной политики Михаил Корягин. В 2020–2022 годах запланирован ввод в эксплуатацию 20 новых школ. Девять из них будут построены в Екатеринбурге, четыре в Пышме, также школы откроются в Серове, Березовском, Краснотурьинске, Невьянске, Арамиле, поселках Баранчинский и Сосновка. Общая проектная мощность школ — 22,5 тысячи детей — и очевидно, что они будут остро нуждаться в квалифицированных педагогах.

Какие-то наработки по формированию кадрового резерва у нас уже есть, но есть и колоссальные возможности в оставшееся время подготовить как новые кадры, с нуля, с учетом того, что сейчас студентам педагогических вузов дается право осуществлять педагогическую деятельность, так и из числа стажистов, — отметил Михаил Корягин.

Важнейшим ресурсом подготовки педагогических кадров станет Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Это новое структурное подразделение УрГПУ организовано в рамках реализации национального проекта «Образование» и его направлений «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и других.

 Национальный проект «Образование» направлен на достижение определенных целей, которые связаны, с одной стороны, с формированием гармонично развитой, ответственной личности. Это массивная линия воспитательных процессов, которые должны быть реализованы в системе образования. Еще один важный момент связан с обучением, и у него две цели. Одна цель связана с выявлением и поддержкой талантов и способностей детей. Также в образовательной системе обязательно должны применяться новые приемы, технологии и средства, которые станут востребованными на всех уровнях системы — от одной школы до всей страны, — рассказала руководитель центра Марина Бывшева.

Марина Бывшева представила актуальные способы и формы повышения педагогического мастерства, которые будут применяться в работе Центра. Это стажировки, эксклюзивные модули, горизонтальное обучение и цифровая образовательная среда. Об образовательных программах, которые сейчас реализуются в УрГПУ, рассказал также начальник управления сопровождения обучающихся Илья Баев.

Обсуждая тему, заместитель начальника департамента образования Екатеринбурга Ольга Бабченко поблагодарила УрГПУ как основного социального партнера и отметила, что в ближайшей перспективе из-за роста рождаемости и старения кадров потребность в педагогах может составить до 14 тысяч человек. Имеет смысл продумать создание единой базы данных работодателей и педагогов, где бы оперативно размещалась информация о вакансиях в школах и резюме учителей, чтобы избежать резких кадровых «провалов». Тему поддержал начальник управления образования Серова Александр Колганов. Он сообщил, что сейчас по целевому направлению от города обучаются семь будущих педагогов, они получают ежемесячную дополнительную стипендию и им будут начислены «подъемные» в миллион рублей. Но уже сейчас в Серовских школах не хватает восемь учителей химии, семь учителей физики, мало дипломированных биологов, математиков.

«Ситуация с кадрами у нас катастрофическая!» — заявил Александр Колганов.

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова подчеркнула, что целевое обучение является безусловно эффективным способом решения кадровой проблемы «на местах». Университет готов предоставлять максимум учебных мест для целевиков. Такая практика давно сложилась в системе прокуратуры, в здравоохранении. Также открытым остается вопрос распределения: возможно, эта мера государственной поддержки тоже показала бы хорошие результаты. Но требуется ответная активность и от территорий. В частности, сейчас по инициативе УрГПУ открыты уже 22 педагогических класса в Екатеринбурге и городах области, и выпускники педклассов уже становятся студентами вуза.

Участников встречи пригласили к совместной работе по обучению команд и подбору педагогических кадров для новых школ. Проекты письма о поддержке и проекты соглашений о сотрудничестве направлены участникам встречи. До 23 марта специалисты УрГПУ ждут обратную связь от территорий, чтобы продолжить работу. Также участники совещания смогли получить индивидуальные консультации по проблемам подготовки педагогических кадров, целевому обучению и другим возможностям, которые предоставляет университет.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Кристина Шадрина
Фото: Александра Карпушева

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram