Конференцию открыла председатель Свердловской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Трошкина. Она отметила, что профсоюз на сегодняшний день является самой большой по численности общественной организацией в стране — он объединяет около 4 миллионов человек. Татьяна Евгеньевна напомнила о льготах для молодых педагогах, которые действуют в нашем регионе: 20% повышение оклада на два года, сохранение среднего заработка на период участия в ГИА, областные выплаты за классное руководство не менее 100 рублей за ребенка и другие гарантии, способствующие повышению привлекательности профессии педагога для молодежи.
Я надеюсь, что нам удастся добиться, чтобы у нас в каждом муниципальном образовании Свердловской области обязательно был совет молодых, начинающих педагогов. И чтобы эти люди получали удовольствие от работы в сфере образования, от детей, родителей, не выгорали в профессии, а оставались с нами, — подчеркнула Татьяна Трошкина.
Возможность профессионального развития важна для каждого молодого педагога. С 1 сентября 2020 года в Свердловской области действует центр «Учитель будущего» «Учитель будущего» на базе УрГПУ. О его деятельности слушателям рассказала директор центра Марина Бывшева.
На сегодняшний день наш центр в Свердловской области является уникальным, потому что он интегрирует через свою площадку, свою деятельность все наработки, которые были созданы в УрГПУ, и те наработки, которые предлагаются в рамках проекта «Учитель будущего», — уточнила Марина Валерьевна.
На этапе вхождения в профессию центр предлагает молодым педагогам технологию «тьюторство». Еще одно востребованное направление — разработка индивидуального образовательного маршрута педагога. Уже сформированы около 150 индивидуальных подборок для педагогов разного возраста и стажа работы, бесплатно прошедших на базе центра по две и более программы повышения квалификации. Также центр задействует научные ресурсы кафедр УрГПУ, которые могут быть востребованы молодыми педагогами при написании статей.
О модели школьно-университетского партнёрства в контексте непрерывного педагогического образования участникам школы поведала директор центра академического взаимодействия Наталья Белоусова. УрГПУ является региональной инновационной площадкой реализации проектов «Педагогические классы», «Педагогическая интернатура» и «Ассоциация молодых педагогов Свердловской области». Такая модель позволяет выявлять педагогически одаренную молодежь, профессионально ориентировать школьников, сопровождать и поддерживать начинающих учителей. В 25 педагогических классах сейчас обучаются 466 человек. Выпускники педклассов становятся студентами профильных колледжей и вузов. В проекте «Педагогическая интернатура» в этом году участвует 131 человек. Проект позволяет студентам старших курсов УрГПУ погрузиться в профессию, познакомиться с лучшими педагогическими практиками. Наталья Сагидулловна пригласила всех слушателей на образовательный интенсив «Дистанционное и традиционное обучение: проблемы и перспективы развития». Он состоится 26 января, в 14.00 по местному времени. Для участия необходимо пройти регистрацию по ссылке.
О проектах Свердловской областной организации Общероссийского Профсоюза образования для молодых педагогов — членов Профсоюза рассказала заведующая отделом организационной работы Светлана Шулепова. Сейчас членами профсоюза являются 62% молодых педагогов — 10013 человек. Областной совет молодых педагогов создан при Профсоюзе в 2018 году, он объединяет 37 городских и районных советов. Школа молодых педагогов — один из самых масштабных проектов областной организации. С информацией о работе школы прошлых созывов перед слушателями выступил выпускник УрГПУ, сотрудник Фонда новых форм развития образования Москвы Евгений Демьянов.
С 2021 года Ассоциацию молодых педагогов Свердловской области возглавила преподаватель школы № 170 Екатеринбурга Евгения Голенищева. Вместе с коллегой, учителем русского языка и литературы Алиной Кургашевой она поделилась опытом, как развивать метапредметные компетенции обучающихся на школьном уроке:
Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, которые могут использоваться как в школьной жизни, так и вне школьной жизни. Ребенок учится обобщать, анализировать, классифицировать, выделять цели. Другими словами, ребенок должен овладеть навыками, которые сейчас называются «навыки XXI века».
Уже три года в школе № 170 реализуется проект «Дистанционная суббота», благодаря которому дети и педагоги оказались более подготовлены к ситуации онлайн-обучения 2020 года, чем многие образовательные учреждения. Алина Кургашева рассказала об инструменте развития межпредметных компетенций Google-класс, с которым педагоги подробно познакомились на курсах в центре «Учитель будущего» — наставником выступил доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Сергей Арбузов.
А Евгения Голенищева остановилась на возможностях таких инструментов, как Foxford-учебник, Arzamas.academy, TED, Quizziz и других.Сотрудник центра «Учитель будущего» Ирина Колотовкина предложила слушателям обсудить, как современному учителю сохранить репутацию в социальных сетях.
В виртуальном пространстве мы зачастую выступаем не только как личность, но и как образовательный ориентир либо представитель всей системы образования, и это играет огромную роль. И родители, и дети зачастую воспринимают наши публикации не как наше личное мнение, а как позицию нашего профессионального сообщества, — напомнила она коллегам.
Опытом участия в интересных проектах поделились педагоги школ и детских садов области. Так, Светлана Баклыкова, музыкальный руководитель детского сада № 6 Невьянского городского округа вместе с коллегами подготовила музыкально-литературный фильм «Женщины и война», посвященный 75-летию Великой Победы и представила ее на конкурсе «Грани таланта». А летом был создан творческий проект для дошкольников «Это Родина моя», приуроченный ко Дню России. Преподаватель-организатор ОБЖ Верхнесинячихинской школы № 2 Николай Савосюк призвал коллег не бояться участвовать в профессиональных конкурсах. О технологиях развития критического мышления школьников прозвучал бинарный доклад педагогов школы № 32 Нижнего Тагила Ларисы Кантария и Ольги Семеновой. Мастер-класс по повышению познавательной мотивации детей провела учитель Лицея № 9 Асбеста Кристина Вергунова. А Тимур Бочанов, руководитель кадрового направления Калининградского регионального тренингового центра «Космос» поделился с молодыми педагогами психологическими инструментами, позволяющими избежать усталости и профессионального выгорания.
Подводя итоги IV зимней школы, заместитель директора Свердловского областного педагогического колледжа Светлана Новикова напомнила, что каждому спикеру и участнику будет выдан сертификат о повышении квалификации в объеме 16 часов. Слушатели отметили, что выступления были полезными, познавательными и важными для дальнейшей работы.
Пресс-служба УрГПУ
Кристина Черникова