На площадке центра «Учитель будущего» обсудили обновленные подходы к организации наставничества учителей

Секция Августовского областного совещания педагогических работников «Наставничество учителей: обновленные подходы к организации наставничества» прошла 26 августа в Центре «Учитель будущего» и собрала на своей площадке представителей многочисленных муниципалитетов региона. Интерес к теме обусловлен активным внедрением модели педагогического наставничества в системе образования Свердловской области.

Модератор секции, проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию УрГПУ, директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Марина Бывшева передала участникам приветствие ректора УрГПУ Светланы Минюровой. Светлана Алигарьевна пожелала всем собравшимся на площадке педагогам результативной работы и успешного старта в новом учебном году.

Альберт Шавалиев, начальник отдела высшего образования и развития педагогических кадров Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, задал лейтмотив обсуждения:

Наставничество в традиционном смысле слова предполагает некоего ментора и того, кто пока еще ничего не знает, кого нужно наставлять. Но мы живем в эпоху стремительных перемен, и мы должны спросить себя: может ли наставник со своим багажом взять и передать этот багаж другому? Багаж тоже меняется. В наше время уместно говорить не о шефстве, а о партнерстве, несмотря на то, что между наставником и наставляемым существует дистанция, а наставник имеет опыт, которого нет у наставляемого. Это первый тезис. Второй тезис заключается в том, что можно передать практику, но нельзя передать опыт, он всегда личный, ваш собственный. Но, передавая практику, мы стремимся к тому, чтобы наставляемый приобрел свой собственный опыт.

Альберт Наилович перечислил нормативные документы, регулирующие наставничество в сфере образования на региональном уровне. Министерство открыто к предложениям по совершенствованию этих документов.

Марина Бывшева рассказала о возможностях, которые предлагает как молодым педагогам, так и педагогам-стажистам региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников. Этот процесс развивается в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа».

Учатся не только школьники и студенты, на сегодняшний день есть запрос на непрерывное образование в течение всей жизни. Наша профессия – особенная. Мы не только учим, воспитываем, развиваем, совершенствуем компетенции, но и учимся сами. Чтобы всегда быть в тренде, всегда на острие, на пике той реальности, тех векторов развития страны, науки, практики, понимания методологии, технологии, методики обучения, нам также очень важно проходить последовательно, преемственно, в продолжающемся варианте обучение и совершенствование собственных компетенций. И здесь возникает вопрос – а чему, собственно, нам нужно учиться? Учиться можно разному, но для профессионала прежде всего возникает необходимость оттачивать те компетенции, которые на практике позволят добиться высоких результатов и высокого качества образования, с одной стороны, а с другой стороны, получить удовлетворение от профессиональной деятельности. Личностная, профессиональная культура учителя – это тоже те аспекты, которые требуют развития и саморазвития на протяжении всей профессиональной жизни, – сказала Марина Валерьевна.

Марина Бывшева познакомила участников секции с трендами и векторами в сфере развития и совершенствования педагогических кадров, с принципами построения индивидуального образовательного маршрута педагога и с ресурсами, доступными учителям на сайте Центра непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников. Говоря о наставничестве, Марина Валерьевна подчеркнула, что целью наставничества является не только успешное закрепление молодого педагога на рабочем месте, но также сотрудничество между поколениями педагогов, развитие и саморазвитие и самих наставников в процессе передачи практики молодым коллегам. Результатом должно стать создание комфортной, поддерживающей профессиональной среды. В ЦНППМ разработан «Навигатор педагога-наставника», который можно использовать как настольную книгу по наставничеству, действует консультационная служба «Доступный наставник».

Председатель Свердловской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Трошкина в докладе «Преемственность поколений в образовании: ценности и ресурсы» рассказала о многочисленных проектах, осуществляемых вместе с социальными партнерами и направленных на поддержку молодых педагогов. Это 34 совета молодых педагогов, действующих в Свердловской области, это Зимние школы молодых педагогов, конкурсы «Молодой учитель», методические школы педагогов-наставников, работа с наставническими парами и многое другое. Цель этой работы – помочь свежим выпускникам обрести уверенность в себе, почувствовать себя нужными, важными, ценными. Татьяна Евгеньевна отдельно остановилась на ресурсах, которыми располагает профсоюз работников образования для стимулирования и работы молодых педагогов, и наставнической деятельности. Кроме того, в регионе существует ведомственная награда Министерства образования и молодежной политики Свердловской области – знак «Почетный наставник сферы образования».

Практическим опытом работы наставничества в образовательных организациях поделились Ольга Семенова, заместитель директора школы № 32, г. Нижний Тагил, и Ирина Устьянцева, заместитель директора Камышловского педагогического колледжа. 

Три составляющие успешного наставничества в образовательной организации (из опыта работы школы) представили Наталья Обожина, директор, и Ольга Данилова, методист, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 142 города Екатеринбурга.

Серию мастер-классов провели Екатерина Дитер, педагог-организатор Кушвинской школы № 1, председатель Совета молодых педагогов Кушвинского ГО, Наталья Блохина, директор Центра обработки информации г. Карпинска, Наталья Белоусова, ведущий специалист управления образования Алапаевского МО, Анастасия Акимова и Кристина Чеботарева, молодые педагоги Горнощитской школы № 142. Ведущие поделились опытом организации наставничества в традиционной форме в парах «молодой педагог – стажист», с участием школы и профсоюза, а также силами самих молодых педагогов. Например, Совет молодых педагогов Кушвинского ГО практикует такую форму, как открытые уроки. Необычность в том, что и дают эти уроки, и посещают их сами молодые педагоги, а затем обсуждают их своей молодежной командой, отмечая и сильные стороны работы коллег, и стороны, которые нужно еще совершенствовать.

Результатом работы секции стало расширение представлений о наставничестве, знакомство с различными формами передачи практических навыков и знаний, с информационной, методической и материальной базой, созданной для обеспечения этой деятельности в Свердловской области. Поддержка, помощь и комфортная профессиональная среда – все это ждет молодых педагогов.

Текст: Ирина Шаманаева

Фото: Александра Карпушева