На площадке центра «Учитель будущего» прошла Уральская школа учителей истории и обществознания

В ЦНППМПР «Учитель будущего» состоялась Уральская школа учителей истории и обществознания «Актуальные вопросы современного историко-обществоведческого образования в условиях обновленного ФГОС». Она прошла в рамках XXVI всероссийских историко-педагогических чтений, организованных Министерством просвещения РФ, УрГПУ, институтом общественных наук и издательством «Просвещение».

На мероприятие приехали учителя из разных городов и поселков Свердловской области. Организаторы приготовили для них обширную и разнообразную программу, включающую доклады ведущих методистов по разным аспектам преподавания истории и обществознания, и мастер-классы для передачи «из рук в руки» лучшего практического опыта.

Школу открыла директор ЦНППМ ПР Марина Бывшева.

Осенью по инициативе преподавателей УрГПУ и учителей Свердловской области у нас стартовала линейка событий под общим названием «Уральская школа учителей…» того или иного предмета, – рассказала Марина Валерьевна. – Уже проведены школы по химии, географии, иностранным языкам. Готовятся к проведению школы для учителей русского языка и литературы, физики, математики, биологии. Мы рады тому, что сложилось такое инициативное движение учителей, потому что центр «Учитель будущего» – это та структура, которая создана в Свердловской области именно для повышения мастерства самих педагогов. И чем больше появляется вариантов горизонтального обмена опытом, чем больше возможностей пройти стажировку или даже обучение по программе повышения квалификации в форме стажировки, тем быстрее происходит обмен опытом и лучшими педагогическими практиками.

Марина Валерьевна рассказала о преимуществах объединения педагогов на платформе ЦНППМПР, о том, что Центр предоставляет учителям помощь в публикации их разработок, статей, медиа информации. Для них существует банк лучших практик. Возможно даже стать автором собственного курса повышения квалификации при методической помощи УрГПУ.

Участников конференции приветствовала Анна Коротун, директор института общественных наук. Анна Валериановна отметила, что в зале присутствует много выпускников УрГПУ, постоянных участников научно-методических мероприятий, и поблагодарила их за обратную связь в виде личного присутствия на сегодняшней Школе.

Модератором Школы выступила Галина Кругликова, заведующая кафедрой истории России, директор Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников.

Сообщение на тему «Трудные вопросы изучения истории СССР 1946-1991 гг.» представила Ольга Уколова, канд. ист. н., доцент кафедры общественно-научных дисциплин ИРО. Ольга Сергеевна рассказала об объективно существующих сложностях и о подходах к преподаванию в школе именно этого периода отечественной истории. Главная сложность состоит в том, что эту эпоху невозможно проанализировать без обращения ко всеобщей истории, поскольку история СССР вписана во все общемировые процессы того времени. Другая трудность – очень редкие и фрагментарные обращения в рамках школьной программы к «истории повседневности», к экономической истории и т.д. В действительно качественном преподавании истории необходима ориентация на тренды, которые существуют в профессиональной исторической науке, необходимо обращение к дискуссионным вопросам, обучение школьников умению работать с информацией. Этот методический поворот демонстрируют и новые вопросы, включенные в ЕГЭ.

Татьяна Дорохова, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, рассказала о социально-педагогической деятельности в работе учителя истории и обществознания. Татьяна Сергеевна раскрыла понятие «трудный ребенок», подчеркнула, что базовый принцип работы педагога – принятие любого ребенка, и отметила, что в работе с детьми, имеющими какие-либо проблемы, необходимо всегда обращаться к ценностям. При реализации воспитательной и развивающей функции учитель истории и обществознания должен найти то, на что он может опереться в детской душе и в детском уме. И здесь снова актуален опыт, накопленный предшественниками: Антоном Макаренко, Станиславом Шацким, Василием Сухомлинским и другими.

Елена Прямикова, профессор кафедры социологии, философии и культурологии УрГПУ, сделала сообщение на тему «Школьный музей как развивающая среда и воспитательная система образовательного учреждения». Елена Викторовна рассказала об исследовании идентичности малых городов, осуществленном вместе с коллегами из УрФУ – социологами, историками, филологами. Важным ресурсом в этом исследовании стали школьные музеи. Группа ученых изучила множество таких музеев, составила их типологию, отметила, что практически во всех случаях, где музей активно работает и развивается, за ним стоит учитель-энтузиаст. Потенциал школьного музея огромен и зачастую недооценен. Поисковая деятельность, связанная с изучением родного города или села, приносит пользу и школьникам, которые начинают ценить и любить то, во что они вкладывают свое время и силы, и самому населенному пункту, потому что из места, которое любят жители, молодежь реже уезжает, чаще хочет туда вернуться.

Александр Оджо, учитель истории из Москвы, победитель конкурса Минпросвещения РФ «Учитель TikTok», приехал на Уральскую школу с актуальной темой «Социальные сети в работе современного учителя». Александр Александрович рассказал о ресурсах социальных сетей в преподавании истории и сосредоточил свое выступление на нескольких пунктах: 1) социальные сети учителя, 2) цифровые ресурсы в соцсетях ВКонтакте и Telegram в помощь педагогам-историкам и школьникам для подготовки к урокам, а также ОГЭ и ЕГЭ, и 3) создание школьниками собственного образовательного контента по истории.  

Вторая часть программы Уральской школы была посвящена образовательным практикам. Александр Оджо показал на мастер-классе, как создается образовательный видеоконтент для уроков истории и обществознания. Андрей Шитов, старший преподаватель кафедры права, экономики и методики их преподавания УрГПУ, провел практикум по развитию правовой культуры на уроках обществознания. Учитель из Верхней Пышмы Надежда Масакова осветила неожиданную тему – потенциал 3D моделирования, ассоциирующегося обычно с предметами технического и естественнонаучного цикла, на уроках истории и обществознания. Заместитель директора ЦНППМ ПР Алина Дёмышева и директор Федерального центра НМСПР Галина Кругликова рассказали о структурах, которые они представляют, и о возможностях этих структур для повышения профессионального мастерства педагогических работников.

  Текст: Ирина Шаманаева

Фото: Кирилл Шадрин

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram