«Настоящий педагог умеет, знает, творит». В Центре «Учитель будущего» прошел финал «Педагогического дебюта»

9 апреля на площадке Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель Будущего» состоялся финал конкурса «Педагогический дебют». На конкурс было подано 383 заявки. Позади три этапа: теоретический (олимпиада по истории педагогики и образования), методический (разработка технологических карт учебного занятия) и практический (проведение открытых уроков в школе — в екатеринбургском лицее № 110 имени Л. К. Гришиной). По итогам были определены 7 участников, вышедших в финал. Это Дарья Громова и Лидия Михайлис (Камышловский педагогический колледж), Екатерина Овчинникова (Нижнетагильский педагогический колледж), Алексей Лавров, Марина Лигун, Татьяна Ноздрина, Наталья Шведова (УрГПУ).

Шесть из семи финалистов приняли участие в заключительном состязании. Каждый получил маленький кораблик, символ конкурса, который проходит в УрГПУ уже 14 лет. 

Конкурсантов оценивало строгое и компетентное жюри: Вера Артегова, ведущий специалист отдела высшего образования педагогических кадров Министерства образования и молодежной политики Свердловской области; Людмила Золотницкая, председатель Свердловского областного родительского комитета; Юлия Овчинникова, координатор регионального исполкома Общероссийского народного фронта Свердловской области; заместитель директора по научно-методической работе Свердловского областного педагогического колледжа Марина Кузнецова; декан факультета СОПК Алена Сосновских; заместитель директора лицея № 110 им. Л.К. Гришиной Марина Крутикова; заместитель директора школы № 69 по учебно-воспитательной работе Ольга Соловьева; методист школы № 69 Ольга Горинцева; доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Татьяна Дорохова

 Участников приветствовала заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Нина Журавлева

Вы — победители отборочных этапов, и это уже говорит о том, что вы сделали правильный выбор своей будущей профессии. Конкурс — это только начало вашего педагогического дебюта. Он состоится, когда 1 сентября вы переступите порог школы, в которой вас тепло примут и ваши коллеги, и ребята, и которая, надеюсь, станет для вас родной. 

Проректор по образовательной деятельности УрГПУ Маргарита Кусова в своем приветствии сказала: 

Это событие значимо не только для самих участников, но и для всех, кто находится рядом с конкурсантами, потому что это — представление новых идей для нашего педагогического сообщества. Желаю вам всем удачи, пусть победит сильнейший, но пусть у всех останутся только самые хорошие впечатления о сегодняшнем дне. 

Председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая, представляла родителей как участников образовательного процесса: 

Мы, родители, — самое непростое звено в цепочке образовательных отношений «родитель — ученик — педагог». И мы понимаем, что наши дети нуждаются в современном подходе и в современном учителе. Я надеюсь, что сегодня смогу увидеть не только прекрасное юное лицо современного учителя, но и вашу позицию, ваше умение общаться. Молодой педагог — это уверенный в себе профессионал, который имеет свою позицию и умеет ее отстаивать. 

Алина Дёмышева, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель Будущего», отметила, что конкурс и площадка идеально подходят друг другу по содержанию и направленности: 

Символично, что конкурс заканчивается здесь, ведь наш Центр — это Центр непрерывного повышения педагогического мастерства. Именно участие в конкурсах как ничто другое помогает повышать свое профессиональное мастерство. Вы и есть — воплощение учителя будущего, тех тенденций, которые придут в нашу школу. 

 

Лучший учитель — тот, кто может устанавливать субъект-субъектные отношения, иначе говоря, общаться с детьми, — обратилась к финалистам от имени жюри Вера Алексеевна Артегова. — Учителей в нашей области много, около 70 тысяч человек. Настоящих педагогов, а не просто хороших предметников — мало. Если у вас есть хорошие руки и добрые сердца, вас ждут в школе, вас ждут дети. Вы прекрасные студенты, и я думаю, что вы дойдете до школы и останетесь. Школа вас не пугает, потому что вы ее уже знаете, вы уже там. Желаю вам успехов. 

Финал состоял из двух конкурсов: «Визитка», дающий возможность жюри и зрителям познакомиться с финалистами в игровом формате, и «Проект внеурочного мероприятия», позволяющий участникам продемонстрировать свою креативность и разнообразие педагогического инструментария. «Визитка» ярко продемонстрировала интересы участников, их путь к педагогической профессии. У многих мечта стать учителями появилась еще в раннем детстве, и они уверенно шли к воплощению этой мечты. Школьный актив, вожатская работа, выбор педагогического колледжа или вуза, настрой на практическую работу уже с первого курса, а потом, разумеется, первые профессиональные пробы, и вот итог — студенты в финале «Педагогического дебюта»! 

Среди визиток были и академичные представления, и сделанные в форме видеоролика, и даже в виде педагогической сказки. Но все они демонстрировали решительность будущих педагогов, продуманность и серьезность их намерений, уже достигнутые успехи на пути в профессию, а также, конечно, их мечты и планы, идеалы и ориентиры, к которым они уже сейчас стремятся. 

Интерес и уважение к детям, прекрасное знание своего предмета, постоянное стремление к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию — не случайно эти ориентиры прозвучали у каждого финалиста. Татьяна Ноздрина, студентка ИФМК УрГПУ, вспомнила пронзительные слова из романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» — о желании главного героя стать человеком, стоящим у обрыва на краю ржаного поля, на котором беззаботно играют дети. Он ловит тех детей, которые подбежали слишком близко к опасному месту, и не дает им сорваться вниз. Этот образ, по мнению Татьяны, очень точно отражает суть профессии учителя. 

Проекты внеурочного мероприятия оказались разнообразными, яркими, очень интересными. Острую дискуссию вызвал проект Алексея Лаврова о школьном буллинге. Алексей подробно исследовал эту тему, разобрался в причинах и поводах школьной травли, выяснил, в каком возрасте школьники чаще всего страдают от этого явления, и что должны делать педагоги, чтобы прекратить буллинг и защитить его жертв. Проект Алексея был высоко оценен за педагогическую смелость и за уровень проработки проблемы. Но члены жюри посоветовали автору на практическом этапе реализации проекта обязательно привлечь к сотрудничеству психологов и родителей. 

Дарья Громова познакомила жюри и зрителей с проектом обучения детей вежливости и хорошим манерам. Лидия Михайлис приготовила проект «Мир пушкинских сказок». Татьяна Ноздрина — экологический проект «Эко-Логика». Екатерина Овчинникова разработала проблему речевого этикета школьников при общении в мессенджерах и социальных сетях. Марина Лигун представила проект, связанный с историей родного края. 

Итоги конкурса подвела Татьяна Дорохова

У конкурса уже наработан очень богатый опыт, и этот опыт мы можем транслировать. Чем мы и занимаемся: мы подали заявку на грантовый конкурс, хотим, чтобы наш «Педагогический дебют» расширялся. Он уже вышел и за пределы университета, и даже нашего города. Его потенциал позволяет выйти и за пределы региона. 

 Татьяна Сергеевна отметила, что конкурс хранит свои традиции и при этом год от года меняется: 

 У нас есть конкурсы, ставшие традиционными — тестирование, посвященное юбилярам, отечественным и зарубежным педагогам-классикам, конкурс-урок, где ребята защищают свои технологические карты. А вот финал меняется, он действительно творческий, мобильный. К тому же каждый год у нас появляются новые интересные творческие люди, которые демонстрируют во время каждого этапа свои замечательные способности и свои компетенции. Когда мы задумывали этот конкурс, мы думали, что в нем будут принимать участие студенты не моложе 3 курса. А теперь мы видим среди участников студентов колледжей, наших студентов, перешедших на второй курс, — и видим, как успешно они проводят уроки в школе наравне с действующими учителями. Это дорогого стоит! 

 Настоящий педагог, — подытожила Татьяна Дорохова, — умеет, знает, творит, прекрасно выглядит, прекрасно держится, креативен и артистичен, как вы. Многие из вас еще очень юные, и при этом уже достигшие таких профессиональных высот. Сердечно вас поздравляю! 

И наконец подошло время награждения участников , экспертов и организаторов мероприятия, среди которых Татьяна Дорохова, аналитик центра культурно-образовательных проектов Илья Шахнович, директор центра Ирина Грибан, специалист Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель Будущего» Оксана Идрисова. Награждение провели доктор философских наук, председатель Профессорского собрания УрГПУ Валерий Герт и члены жюри. 

Третье место заняла Татьяна Ноздрина (ИФМК УрГПУ), второе место — Алексей Лавров (ИОН УрГПУ), и победителем конкурса стала Марина Лигун (ИОН УрГПУ). 

Я чувствую сейчас некоторую растерянность, — сказала Марина пресс-службе. — Закончилась большая работа, в которую было вложено очень много сил. Теперь нужно немного отдохнуть и все осмыслить. Я бы хотела сейчас поблагодарить всех, кто мне помогал: моего научного руководителя Анну Валерьевну Антонову, которая на всех этапах меня поддерживала, помогала, успокаивала, смотрела и оценивала мои разработки. Также я благодарна Татьяне Сергеевне Дороховой, которая всегда откликалась на все просьбы. Нашим ребятам — со всеми финалистами мы были в контакте, общались и поддерживали друг друга как могли. И всем моим друзьям, которые помогали генерировать идеи, монтировать видео. Огромное им спасибо. 

Конкурс закончился, но в памяти у всех остался праздник. И мысль, с которой «Педагогический дебют» покидал, наверное, каждый зритель: педагогика будущего должна быть именно такой, легкой, радостной и творческой, основанной на прочном фундаменте серьезных знаний и умений, но главное — на любви к детям и интересе к их миру. Кто-то из нынешних участников еще попытает свои силы в следующем году на новом «Педагогическом дебюте». А кого-то уже ждет школа, и можно не сомневаться, что все эти идеи, успешно апробированные и получившие экспертную оценку, будут применены на практике. 

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram