Вы, наверное, обратили внимание, что создание единого образовательного пространства – это ключевая государственная образовательная тема. Она звучит в проектах Министерства просвещения, она прошла красной нитью через все пленарное заседание Августовского совещания, она будет звучать и сегодня, – отметила модератор секции, профессор ЦНППМПР Ирина Ларионова.
Открывая секцию, ректор УрГПУ Светлана Минюрова подчеркнула важность роли классного руководителя в системе образования:
Классный руководитель – педагог, который выполняет функцию, связанную не с предметной областью, не с методикой преподавания отдельного предмета, а вводит взрослеющего человека в жизнь. На педагогическом языке мы проговариваем важные для нас установки о формировании функциональной грамотности. Это происходит в рамках предмета – как научить решать задачи, связанные с реальной жизнью. Но если мы говорим о жизни в широком смысле, о том, как человеку научиться жить в этой жизни, оставаться честным, правдивым, умным, добрым, – это все оказывается предметом гражданской грамотности.
С докладом о проблемах и задачах воспитания выступила начальник отдела воспитания, патриотических проектов и программ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Ольга Деникаева. Спикер отметила, что в этом году Свердловская область стала участником нескольких федеральных проектов, реализация которых предстоит в новом учебном году. Это прежде всего проект, связанный с обеспечением образовательных организаций государственной символикой и с инициативой Президента начиная с 1 сентября начинать каждую неделю в школах церемонией поднятия флага и исполнения гимна РФ. Также с 1 сентября в школах появится должность советники руководителей школ по воспитанию и связям с детскими общественными организациями. Еще одно направление связано с развитием детских объединений и общественных движений. Сопутствующий проект – создание и развитие центров детских инициатив. В системе распределения функций воспитания и заместителю директора по воспитательной работе, и советнику директора по воспитанию, и классному руководителю принадлежат свои особые роли. В течение учебного года предстоит наработать опыт по выстраиванию их отношений таким образом, чтобы получить максимальный результат.
«Актуализация Примерной рабочей программы воспитания» – с докладом на эту тему выступила Оксана Шестакова, заместитель директора по научной работе Института изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования.
Примерная рабочая программа воспитания – основной документ, которым руководствуются педагоги, реализуя государственную политику в области воспитания на территории Российской Федерации. Актуализация программы связана с изменениями, внесенными в Конституцию РФ в 2020 году. Программа опирается на сформулированные в этом документе базовые российские духовно-нравственные ценности. Также в актуализированной программе нашли свое место изменения, внесенные в Федеральный закон об образовании и в обновленный ФГОС. Примерная рабочая программа воспитания является обязательным компонентом примерных основных общеобразовательных программ, которые разрабатывает каждая образовательная организация в России. Институт изучения семьи, детства и воспитания разработал Примерную рабочую программу воспитания для детских садов, школ и колледжей, она актуализирована, прошла апробацию в образовательных организациях, получила экспертные заключения ведущих педагогических вузов. Оксана Александровна представила эту программу, рассказала об инвариантной и вариативной части и ее фактическом наполнении.
Виталий Дегтерев, профессор, доктор педагогических наук, в своем сообщении обратил внимание на то, что единую образовательную среду не нужно сводить только к школе, потому что в формировании личности подрастающего человека участвует все его широкое социальное окружение. Школа взаимодействует с колледжами, вузами, органами власти, учреждениями культуры. Единое образовательное пространство немыслимо и без единых требований ко всем участникам образовательных отношений. Компетентностный подход, как и подход, направленный на формирование функциональной грамотности, полностью соответствуют целям воспитательной работы, ведь конечный результат – это выпустить в жизнь компетентного (владеющего и умеющего пользоваться всеми своими гражданскими компетенциями) гражданина.
Галина Кругликова, доцент, кандидат педагогических наук, директор Федерального центра научно-методического сопровождения деятельности педагогов УрГПУ, рассказала об инициированном Министерством просвещения проекте «Разговоры о важном». Это цикл еженедельных тематических бесед, которые будут проходить во всех школах России первым уроком по понедельникам после церемонии поднятия флага. Темы уже определены, утверждены, методическая работа с педагогами активно шла все лето. Материалы по темам представляют собой не только методические разработки и презентации, но и визуализированный контент, интерактивные задания и т.д. Верифицированный контент регулярно предлагается классным руководителям и через Телеграм-канал проекта. «Разговоры о важном» – проект, разработанный в соответствии с ценностными основами государственной политики. Доминанты – страна, семья, государство, общество, человек. Педагоги имеют возможность сами осознать и прочувствовать эти ценностные ориентиры, наполнить их конкретным содержанием и донести до своих воспитанников. Галина Александровна отметила, что новым смыслом наполняются такие понятия как «служение» (патриотизм), «доверие» (государство), «согласие» (общество), «созидание» (человек). Это ценностные доминанты и тренды воспитания.
С интересными докладами выступили педагоги. Венера Каримова, учитель музыки школы № 91, руководитель Ассоциации классных руководителей г. Екатеринбурга, представила доклад на тему «Потенциал социального партнерства для организации воспитательной работы с детьми и педагогическими работниками на основе российских традиционных ценностей», Наталья Светлакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе № 7, руководитель Ассоциации классных руководителей Камышловского ГО – на тему «Возможности родительского сообщества».
Очно на площадке ЦНППМПР присутствовали 80 участников, в дистанционном формате в работе секции приняли участие более 700 педагогов Екатеринбурга и Свердловской области.
Текст: Ирина Шаманаева, фото: Александра Карпушева