Первый день Уральской методической школы состоялся в студии Российского общества «Знание» 20 октября. С приветственным словом к участникам обратились ректор УрГПУ Светлана Минюрова:
Уральские методические школы важны, значимы для того, чтобы мы вместе с вами понимали, на каком этапе находится развитие той или иной предметной области, как формировать будущих учителей, которые шагнут в эту предметную область.
С экспертными лекциями для участников Уральской школы выступил мощный состав спикеров. Главный редактор журнала «Химия в школе», кандидат педагогических наук, председатель общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии (ОРООУПХ), почётный работник образования РФ Людмила Левина выступила с докладом «Учитель, достигающий успеха: из прошлого в будущее». Людмила Семеновна поговорила о современной роли учителя химии, о понимании основ преподаваемого предмета, вспомнила лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года» Народных и Заслуженных учителей химии — Виктора Башмакова, Николая Рябова, Анатолия Малякина, Елену Нечитайлову, Эльзу Кожанову, Раису Коркину, Нину Гневину. Всех этих учителей объединяет яркий талант, неиссякаемая любовь к детям, верность профессии, самоотверженный труд, большая и необыкновенно плодотворная педагогическая жизнь.
Научный сотрудник Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, кандидат химических наук, учитель химии ВК, руководитель химического отделения ГБОУ Школа №192 г. Москвы, национальный тренер сборной России на Международной химической олимпиаде, член жюри и методической комиссии МОШ и ВсОШ по химии Леонид Ромашов обсудил с учителями неудобные вопросы школьного курса химии.
Ирина Ле-Дейген, кандидат химических наук, доцент кафедры химической энзимологии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, выступила с лекцией «Биокатализ: все еще много пространства для открытий». Слушатели познакомились с основными понятиями химической энзимологии, попробовали разгадать секреты эффективности биокатализаторов. Также Ирина Михайловна сделала еще один доклад на тему «Решение задач с биологическими молекулами в олимпиадах и экзаменах по химии».
Специалисты Центра обеспечения разработки, развития и сопровождения компонентов цифровой образовательной среды Государственного университета просвещения Иван Аникеев и Галина Казакова рассказали об основных возможностях платформы ФГИС «Моя школа» и показали варианты применения платформы в работе учителя химии.
Александр Пикулев, руководитель направления Varwin Education, ментор проектных команд Сколково по разработке проектов с использованием VR, эксперт в области разработки и применения образовательных VR-проектов, выступил с докладом «Применение VR-технологий на уроках химии: от готового приложения до разработки собственных уроков». Varwin Education — это образовательная среда для создания и управления интерактивными 3D/VR-мирами, развивающая у детей навыки программирования.
Наталья Кожевникова, кандидат химических наук, доцент кафедры физической и коллоидной химии Химико-технологического института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, предложила учителям учителям научно-популярный доклад «Мир обойденных величин или химия малых частиц». В нем Наталья Сергеевна помогла слушателям разобраться с модными сегодня терминами с приставкой «нано» — нанотехнологии, нанообъекты, нанонаука, нанодиапазон, наночастицы, наноматериалы, нанокристаллы и т.д.
Во вторую половину дня активная работа Уральской методической школы продолжилась в естественно-научном кластере УрГПУ. Учителя посетили 4 педагогических мастерских.
Первая мастерская «Виртуальная химическая лаборатория: от мечты к реальности» была организована Анной Белокрыловой, учителем химии ВКК МАОУ лицей № 12 г. Екатеринбург. Совместно с Александром Пикулевым, руководителем направления Varwin Education, ментором проектных команд Сколково по разработке проектов с использованием VR, разработана лабораторная работа, посвященная экстрагированию хлорофилла из листьев базилика. Эта работа демонстрирует возможность проведения школьного научного эксперимента высокого уровня сложности. Лабораторная работа была выполнена в приложении Varwin при помощи визуального программирования в среде Scratch. Учителя химии познакомились с технологиями виртуальной реальности (VR) на практике. Несомненно, эти инструменты помогают говорить с учениками на одном языке, мотивируют и вовлекают, повышают привлекательность уроков химии.
Специалисты Центра обеспечения разработки, развития и сопровождения компонентов цифровой образовательной среды Государственного университета просвещения Иван Аникеев и Галина Казакова познакомили педагогов с методическими аспектами и практическим использованием подсистем ФГИС «Моя школа». Специалисты познакомили учителей со всеми сервисами платформы, показали возможности библиотеки цифрового контента (уроки академии Минпросвещения, виртуальные лабораторные работы).
Ассистент кафедры биологии, химии, экологии и методики их изучения Екатерина Барышникова рассказала о формировании исследовательской компетенции обучающихся пропедевтических классов при изучении химии на примере практической работы «Природные индикаторы».
Андрей Сутягин, к.х.н., заведующий кафедрой химии, экологии и методики обучения химии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Серафима Левина, д.б.н., к.х.н., Заслуженный работник высшей школы РФ, декан естественно-технологического факультета ЮУрГГПУ, поговорили о проблемном химическом эксперименте в школе.
Второй день Уральской методической школы был организован на 3 стажировочных площадках г. Екатеринбурга: МАОУ-Гимназия № 47, МАОУ СОШ №123 и Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Для учителей были организованы различные мастер-классы: «Традиции и современность, идеи наставничества в практике обучения химии»; «Общие подходы к решению качественных олимпиадных задач»; «Организация учебно-исследовательской деятельности по химии: подготовка индивидуальных проектов»; «Региональный компонент внеурочного занятия по химии «Разговоры о важном» для обучающихся 10-11 классов»; «Экспериментальный подход к решению химических задач открытого типа (турниры, олимпиады и т.д.)»; «Использование цифровой образовательной среды в работе учителя химии»; «Школьный кабинет химии: от инструкции к эксперименту»; «Химический эксперимент в школе: проблемы, методы, решения»; «Некоторые подходы к решению расчетных химических задач».
Участники Уральской школы познакомились с современными педагогическими технологиями и особенностями их применения в учебном процессе. В конце дня на каждой площадке состоялась рефлексия, педагоги остались довольны проведенным мероприятием и отметили высокий уровень организации обучения.
«Уральская методическая школа для педагогов Свердловской области — это проект, который представляет собой не только повышение профессионального уровня учителей, но и площадку для обмена опытом, новыми идеями и методами преподавания. Это позволяет педагогам по-новому подойти к решению задач, стоящих перед современной системой образования. Кроме того, формат стажировок способствует продвижению лучших педагогических практик, что позволяет транслировать на всю Свердловскую область», — отмечает директор Центра «Учитель будущего» Марина Бывшева.
Участники Уральской школы отмечают значимость мероприятия в повышении профессионального мастерства.
«Я благодарна организаторам Уральской методической школы за насыщенную образовательную программу. Это не просто повышение квалификации, это перезагрузка, вовлечение и желание развиваться дальше! Полезные мастер-классы, педагогические мастерские, великолепные лекторы, практико-ориентированный подход и встреча с единомышленниками. Замечательный и актуальный формат, который вдохновляет на дальнейшую работу», — поделилась впечатлениями учитель школы №11 г. Асбест Светлана Гладкова.
В работе Школы приняли участие более 85 учителей химии Свердловской области и 17 спикеров. Уральская школа включала в себя два дня насыщенной программы: выступления ведущих методистов, ученых и популяризаторов науки; 4 методических мастерских в первый день и 6 методических мастерских во 2 день; 3 стажировочные площадки в лучших школах г. Екатеринбурга и Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Текст, фото: Центр «Учитель будущего», Надежда Абрамова