«Географическая культура начинается в школе, но формируется всю жизнь». В центре «Учитель будущего» проходит Уральская школа для учителей географии

На площадке центра «Учитель будущего» проходит уже третья в этом учебном году Уральская школа для учителей-предметников Свердловской области. Серию мероприятий открыла школа для учителей химии, затем эстафету приняла школа учителей иностранных языков. 15-16 декабря наступила очередь Педагогической мастерской для учителей географии «Географическая культура: традиции и инновации формирования средствами школьной географии». Организаторами стали Уральский государственный педагогический университет и Свердловское областное отделение Русского географического общества.

Педагогическую мастерскую открыла ректор УрГПУ, председатель Свердловского областного отделения РГО Светлана МинюроваСветлана Алигарьевна рассказала о географическом событии, которое в эти дни у всех на слуху. Завершается фестиваль «Открываем Россию заново. Всей семьей!», объединивший сразу несколько регионах России. Фестиваль, организатором которого является Свердловское областное отделение РГО, по очереди приняли Екатеринбург, Уфа, Владикавказ, Томск, Краснодар, и совсем скоро, 21 декабря, состоится его торжественное закрытие и награждение участников. В орбиту фестиваля было вовлечено огромное количество людей. Принимая участие в разнообразных событиях, подготовленных организаторами, причем как «вживую», так и онлайн, люди самых разных возрастов и профессий прикоснулись к географии, истории, экологии, туризму и приняли самое непосредственное участие в формировании географической культуры на уровне, необходимом современному человеку.

Но хотя фестиваль подводит итоги своих конкурсов, само движение, инициированное РГО и побуждающее путешествовать по России вместе с детьми и родителями и открывать для себя новые маршруты, конечно, продолжается.

Путешествовать по своей стране – это значит проявлять уважение к самим себе, к своей культуре и истории, это значит сознавать свое достоинство, – сказала Светлана Алигарьевна.

Роль учителей географии здесь очень важна. И уроки, и внеурочные мероприятия учат школьника заинтересованно и осознанно относиться к своей малой и большой Родине и к своей планете Земля. Задача педагогической мастерской – выяснить, какие подходы наиболее эффективны.  

Все, что связано с географической культурой, и через школьные уроки географии, и через активность РГО – это то, что создает нормальную, хорошую, естественную атмосферу для жизни каждого человека. Благодарю всех, кто участвует в наших событиях и проектах. Уверена, что впереди у нас очень много разных дел, направленных на формирование географической культуры – базовой для каждого человека, – подчеркнула ректор УрГПУ.

Участников приветствовал Александр Лобжанидзе, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского МГПУ, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, член Ученого Совета Русского географического общества, заместитель председателя комиссии по географическому и экологическому образованию РГО, Президент Российской Ассоциации учителей географии:

У нас очень большая страна, где можно посетить множество мест, и хотя пандемия накладывает некоторые ограничения на путешествия, благодаря нашим учителям географии дети познают мир, находящийся вокруг них и чуть-чуть дальше.

С программным докладом «Географическая культура как интегральное понятие современной географии» выступила Ольга Гурьевских, заведующая кафедрой географии, методики географического образования и туризма УрГПУ, к.г.н., председатель региональной предметно-методической комиссии, руководитель комиссии географического образования и охраны природы Свердловского отделения РГО. Ольга Юрьевна обозначила проблемное поле, существующее вокруг преподавания предмета «География». С одной стороны, часто говорят о «географическом Ренессансе» в нашей стране. Это связано с активностью РГО, с большим количеством географических мероприятий для школьников и студентов, с растущей популярностью путешествий по России. С другой стороны, трудно говорить о «Ренессансе», когда срезы знаний школьников показывают довольно низкий уровень представлений об окружающем мире. Географам традиционно не хватает часов, более того, в старших классах с появлением профилизации география вообще исчезает из учебных программ естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного профиля. Остается она только на социально-экономическом профиле. Дефицит географических знаний накапливается не только у детей, но и у учителей, поскольку далеко не все из них имеют профильное географическое образование. Между тем, такое пренебрежение к географии недопустимо, потому что этот предмет формирует мировоззрение современного человека, вносит свой вклад в научную картину мира, является связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Поэтому формирование географической культуры как неотъемлемого качества личности ребенка и взрослого человека, преодоление разрыва между школьным знанием и реальной жизнью – важнейшая задача географического образования.

В этот же день состоялся географический нетворкинг, который провела Анна Завалина, руководитель педагогических программ мастерской управления «Сенеж» в АНО «Россия – страна возможностей». Все участники получили возможность за короткое время познакомиться друг с другом, обсудить проблемы, поделиться творческими идеями, найти единомышленников.

Следующим мероприятием стала панельная дискуссия «Географическая культура: реалии и перспективы». В ней приняли участие Ольга Гурьевских, директор ИЕФКиТ УрГПУ, к.г.н., доцент, руководитель фенологической комиссии Свердловского отделения РГО Оксана ЯнцерАлександр Лобжанидзе, эксперт Корпоративного университета Московского образования, победитель Приоритетного национального проекта «Лучший учитель», действительный член РГО Георгий Нижарадзе, директор МАОУ СОШ № 137 п. Шабровский, учитель географии высшей квалификационной категории, лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы — 2018» Светлана Палкина, учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева, г. Серов, председатель муниципальной предметной комиссии по географии Светлана Каймакова, заместитель директора по учебной работе МАОУ СОШ № 5 г. Первоуральск, учитель географии высшей квалификационной категории, эксперт региональной предметно-методической комиссии Екатерина Титова. Дискуссию модерировали Анна Завалина и Елена Вершинина, руководитель методического объединения учителей географии г. Каменска-Уральского, учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 34, победитель Федерального конкурса «Учитель будущего», эксперт региональной предметно-методической комиссии, действительный член РГО.

В ходе дискуссии сначала высказались сами педагоги. Отвечая на вопрос, чем для них является географическая культура, педагоги говорили, что они видят своей задачей не только дать детям знания в рамках ФГОС, но и сделать так, чтобы географические знания оказались связаны с другими областями знания, с практическими навыками и представлениями и сопровождали их в течение всей жизни.

Затем наступила очередь спикеров. Александр Лобжанидзе отметил, что географическая культура формируется не в классе. Она появляется тогда, когда знания, полученные на уроках географии, становятся практической потребностью. Географическая культура формируется в течение всей жизни и проявляет себя во взаимодействии человека с окружающей средой.

Оксана Янцер рассказала о подготовке будущих учителей географии в ИЕФКиТ УрГПУ, о том, что географическая культура проходит красной нитью через весь цикл преподаваемых дисциплин, полевые практики, научную работу и многочисленные внеучебные мероприятия (например, фестиваль «Моя Земля»). Оксана Васильевна отметила важность формирования межпредметных связей между географией и другими науками, преодоления «папочного мышления».

Светлана Палкина поделилась с коллегами «лайфхаками», где найти дополнительные часы для географии в рамках элективных курсов, находящихся в ведении школы, и самое главное, как убедить родителей и детей, что география им нужна.

Учителя из Серова и Первоуральска, Светлана Каймакова и Екатерина Титова, в рамках панельной дискуссии преподали настоящие маленькие мастер-классы, как обучать географии, превращая ее из «непрестижного» и «необязательного» предмета в захватывающее приключение. По их мнению, интерес начинается там, где учитель географии рисует школьникам картину мира, не жалея эмоций и художественных образов, и самое главное, наверное, – там, где дети вместе с учителем «выходят из класса» и начинают изучать географию прямо «на земле».

Ольга Гурьевских отметила, что географическая культура формируется в особой атмосфере живого любопытства к природе, желания всю жизнь ее познавать. Личный пример здесь трудно переоценить, и не случайно абитуриенты часто выбирают географическое образование, вдохновившись примером учителя.

15 декабря день продолжился докладами Александра Лобжанидзе «Оценка качества географического образования: Россия и мир» и Георгия Нижарадзе «Методические приемы и инструментарий формирования естественнонаучной грамотности обучающихся».

 

16 декабря на площадке центра «Учитель будущего» участников ждут мастер-классы по различной географической тематике.

Управление научных исследований

Текст: Ирина Шаманаева

Фото: Александра Карпушева