Вебинар провели сотрудники центра «Учитель будущего» и представители школ, успешно практикующие разные формы наставничества и готовые поделиться своим опытом. Спикерами выступили Оксана Коссе, Елена Воробьева (Екатеринбург), Ирина Важенина (Алапаевск), Марина Кузнецова (Нижний Тагил).
В начале вебинара участники определились с терминами и рассмотрели модели «командное наставничество», «флэш-наставничество», «реверсивное наставничество», «скоростное наставничество». Наставничество подразумевает разные возможности передать опыт, умения и знания от человека к человеку, от команды к команде и даже от организации к организации. Так, командное наставничество, о котором рассказывала Оксана Коссе, – это долговременный неформальный процесс обмена опытом и психологическая поддержка, которая осуществляется на уровне руководителей или учителей-предметников. Наставник-руководитель – это всегда опытный, успешный и активный директор школы, способный научить, поддержать и воодушевить менее успешных руководителей. Наставник-предметник – опытный и успешный педагог того же направления, что и учитель, испытывающий профессиональные затруднения. Непременными условиями являются добровольность коммуникации между наставником и наставляемым, авторитет и положительный пример в лице наставника для наставляемого, уважительное отношение к мнениям друг друга. Наставник помогает подшефному отслеживать свой прогресс в конкретных, заранее определенных областях.
Такое наставничество возможно и в формате «школа – школе». Оно реализуется в серии коротких встреч двух команд для решения конкретных проблем и передачи опыта «из рук в руки».
Флэш-наставничество, как и следует из названия, отличается очень коротким по времени взаимодействием. Ограниченность времени требует от сторон максимальной эффективности.
Интересная форма наставничества – реверсивное. О нем рассказала педагог из Нижнего Тагила Марина Кузнецова. Опытный и высококвалифицированный педагог в этой модели становится подопечным более младшего и менее опытного коллеги в вопросах компьютерных технологий, технических средств обучения, работы в Интернете. Освоение платформ для дистанционного обучения, обработка информации, поступающей через электронную почту и мессенджер, ведение социальных сетей – здесь молодые педагоги в целом более компетентны, чем их старшие коллеги. Передача новых знаний и умений сопровождается встречным процессом уже традиционного наставничества со стороны стажистов – передачей методических и дидактических приемов, ценностей, умения общаться с детьми. Такое наставничество объединяет поколения и помогает выстраивать гармоничные отношения в коллективе, нацеливая на общий результат.
Участники вебинара отметили, что представленный материал был им интересен и полезен и будет применен на практике.
Текст: Ирина Шаманаева, Управление научных исследований