Конференция прошла в смешанном формате. Всего в ней приняли участие 50 педагогов, студентов, артистов балета. Часть участников присутствовала очно, другая часть подключилась по видеоконференции zoom. География оказалась очень обширной. Участники были из Канады, Москвы, Красноярска, Омска, Тюмени, Томска, Шадринска, Уфы, Надыма, Миасса, городов и поселков Свердловской области.
Организаторы конференции — УрГПУ, Уральский центр современного танца, Детская школа искусств № 5, г. Екатеринбург, и театр балета «Щелкунчик», где вечером уже в 7-й раз прошел концерт «Контемп. Дети». Автор международного культурно-образовательного проекта «Контемп. Дети» и непосредственный организатор и модератор конференции — доцент кафедры художественного образования ИМиХО УрГПУ Ренат Хасбатов.
Директор центра «Учитель будущего», кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии детства Марина Бывшева приветствовала участников конференции:
Мы рады, что именно с вашей программы мы начинаем линейку эксклюзивных модулей, когда педагоги могут потренироваться, обменяться опытом, научиться и научить других уникальным практикам. Мы считаем, что практика хореографии, практика танца — это один из путей совершенствования профессиональной компетенции педагога. Будем счастливы не только предоставить вам площадку, но и увидеть вас в наших стенах снова, уже в качестве преподавателей.
Конференция открылась выступлением заслуженного работника культуры, заведующей хореографическим отделением ДШИ № 5 Екатеринбурга Натальи Лысцовой «Адаптация современного танца для детей. Использование принципов современного танца для формирования у детей пространственного мышления и восприятия». Наталья Валерьевна говорила о развивающем потенциале танца, об интеллектуальной составляющей обучения танцу. Движение является способом познания тела и пространства, и обучение идет эффективно, только когда ребенок понимает, что он делает. Уроки хореографии должны вызывать у ребенка эмоциональный и, не менее важно, умственный отклик. Наталья Лысцова подробно остановилась на методике развития координации, чувства ритма, на том, как последовательно, при помощи каких стадий и приемов учить ребенка сознавать свое тело, чувствовать партнера и группу, слушать музыку, слышать свой внутренний ритм.
Руководитель образовательной организации Алена Ломова (Барнаул) и педагог дополнительного образования Галина Чудакова (Томск) поделились интересным опытом сотрудничества между двумя линиями образования: общего и дополнительного. Хореографические коллективы и классы в обоих случаях сотрудничают с гимназиями или существуют на базе гимназий и работают в тесном контакте. От этого сотрудничества выигрывают все. Существование музыкально-художественной траектории расширяет культурное пространство гимназии, она включается в систему фестивалей, обменов, других культурных событий. Выигрывают от этого, разумеется, все дети. Танец — это мощный педагогический инструмент, который и обучает, и дисциплинирует, и эмоционально раскрепощает детей. Докладчики подчеркнули, что обучение танцу нужно и важно не для того, чтобы все дети становились артистами, а для общего интеллектуального и физического развития.
Вероника Чернышева, хореограф, педагог и музыкальный продюсер из Москвы, рассказала о том, как освободить художественного руководителя коллектива от функций менеджера и вырастить менеджера и продюсера (специалиста, которого творческим коллективам всегда не хватает!) в собственном коллективе. Сделать это можно, развивая систему наставничества старших детей по отношению к младшим, предоставляя старшим все больше прав и полномочий, одновременно развивая их чувство ответственности. Если вовремя присмотреться и заметить организаторские таланты в детях и дать им возможность эти таланты проявить, можно вырастить ценнейших, востребованных специалистов в области музыкального продюсирования.
Екатерина Мурзина, педагог-хореограф из Томска, посвятила свой доклад важности детской импровизации и предостерегла коллег от соблазна начать детей в этот момент направлять, а тем более — одергивать их и критиковать. На этом этапе ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он делает что-то плохо или неправильно.
Александра Рудик, танцовщица и педагог, хореограф инклюзивной школы Центра творческих инициатив «Инклюзион», рассказала о развивающих возможностях фестиваля современного танца и поделилась своим опытом работы с детьми с ОВЗ. Александра особо подчеркнула, что танец — это очень человечное искусство, которое развивает не только интеллект, но и эмоциональность и эмпатию.
Андрей Кульманов, заслуженный работник культуры, артист балета Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М.С. Годенко, поделился своими мыслями по поводу перспектив и новых подходов в преподавании детям народного танца. К сожалению, русский народный танец в последнее время потеснил свои позиции из-за огромной популярности танца контемпорери, но кризисом это все-таки назвать нельзя, «точка невозврата», к счастью, не пройдена, и работа в этом направлении может вестись успешно. Этому процессу препятствуют два обстоятельства: недостаточное внимание к русской народной культуре в целом и излишний консерватизм старшего поколения преподавателей. Для того, чтобы у молодежи не формировалось отношение к русскому танцу как к чему-то скучному, официально-казенному и устаревшему, нужно не бояться менять подходы, учитывая особенности мышления современных детей. Оптимизм вызывает то обстоятельство, что, по мнению Андрея Ивановича, русскому танцу нельзя «разучиться» на генетическом уровне, и подобно генетическому коду существует и национальный «танцевальный код» — внутренняя отзывчивость на родные мелодии и способность совершать под эту музыку органичные для нее движения, даже если человека этому никто никогда не учил.
Ксения Нестерова, педагог и хореограф из Шадринска, представила очень интересный доклад «Педагог — лидер образовательного процесса» и емко изложила идеи современного лидерства, точки развития лидерских качеств и принципы демократичного управления, основанные на взаимном уважении, изучении и признании сильных сторон коллег, развитии инициативы в подчиненных, контроле и ответственности.
Василий Кожемякин из Монреаля (Канада), президент Sporteco Inc, поделился авторской методикой интерактивных дневников как инструмента, развивающего ментальную готовность и усиливающего мотивацию ребенка, который занимается танцами или спортом (а в перспективе — любой деятельностью).
Татьяна Вольфович, главный редактор журнала «Балет» (Москва) завершила обсуждаемый круг проблем докладом о философских и психологических особенностях меняющегося поколения и о необходимости пересмотра привычных методов работы.
После теоретической части конференции Мария Соколова, известный в России и зарубежных странах хореограф, педагог и исполнитель современного танца, преподала мастер-класс на тему «Свобода в ограничениях». Конференция прошла на очень высоком теоретическом уровне и стала полезной всем участникам в практическом отношении. Помимо авторских методик и разработок, готовых к применению, конференция подарила участникам множество новых контактов с коллегами в других городах и странах, позволила обменяться интересными идеями в работе над пластическим и музыкальным развитием детей в рамках дополнительного образования.
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фотографии предоставлены компанией «Киногород»