Учитель будущего вырастает в школе: интервью с учителем школы № 105 Анной Козыриной и учениками ППК Екатериной Шилковой и Александром Бартошеком

Рубрика «Учитель будущего вырастает в школе» существует в газете «Народный учитель» с начала Года педагога и наставника. Идею подала куратор проекта «Психолого-педагогические классы» Наталья Белоусова: встречаться с успешно работающими учителями психолого-педагогических классов, беседовать с их учениками, мотивированными продолжить педагогическое образование, раскрывать секреты профессионального мастерства, передаваемого из рук в руки. В декабре главный редактор «Народного учителя» Ирина Шаманаева встретилась с Анной Сергеевной Козыриной, учителем, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями екатеринбургской школы № 105, с Екатериной Шилковой, ученицей ППК этой школы, и заочно – с Александром Бартошеком, который окончил этот же ППК и теперь является студентом УрГПУ. Получился интересный разговор о призвании учителя, о том, как педагогический класс формирует творческую, активную и ответственную личность, а еще о том, насколько велика сила учительского слова и как долго оно живет в умах и сердцах детей.

Анна Сергеевна, много ли в вашем психолого-педагогическом классе по-настоящему успешных ребят, твердо нацеленных на педагогическую профессию?

– Как раз один очень успешный наш выпускник уже стал в этом году студентом УрГПУ. Это Александр Бартошек. Он пришел к нам в педкласс в 10 классе, и мы два года с ним работали. Не с ним одним, конечно, с целой командой десятиклассников, но именно Саша четко и уверенно сказал: «Я – будущий учитель». На всех мероприятиях, которые мы проводили, Саша не просто работал, а постоянно анализировал: что происходит, что мы хотели, что мы получили, как надо было поступить, чтобы получилось лучше. И то и дело от него было слышно: «Я пойду вот туда и там помогу», «с этим ребенком надо немного по-другому, я сейчас все сделаю». Он видит педагогическую ситуацию и видит детей, понимает, кому как лучше преподнести. Это очень ценное качество для будущего учителя.

А как вы сами стали учителем?

– Мой путь в педагогику не был прямым. По первой специальности я инженер-технолог. Но после университета у меня появилась семья, родились дети, я занялась ими и в какой-то момент решила, что, пожалуй, сумею работать не только со своими детьми, а с любыми, профессионально. Я закончила курсы переподготовки на педагога дошкольного образования и стала работать в детском центре. Когда старшие дети подросли, я решила перейти в начальную школу, чтобы расти вместе с детьми. И вот уже четыре года работаю в школе. Но не в начальной. Когда я пришла устраиваться, директор предложила мне стать педагогом-организатором. Психолого-педагогический класс я взяла три года назад. Когда мы вышли с дистанта и стали восстанавливать нормальную школьную жизнь, нам всем захотелось бурной деятельности. Мы сразу же окунулись в работу, и дети мне помогали во всех событиях. У нас была очень сплоченная команда.

Когда вы пришли в школу, были ли у вас, еще не очень опытного педагога, наставники? Кто-то помогал вам советами, лайфхаками, просто добрым словом?

– У меня были очень хорошие наставники, которые остаются наставниками по сей день. И завуч, и директор, и учителя-предметники, которые помогают мне как новоявленному классному руководителю. И очень важный мой наставник – мама. Она не педагог, но она меня поддерживает и ободряет во всех моих начинаниях.

Дети из педагогического класса отличаются от других детей?

– Очень отличаются. Это тот актив, который организует и делает в школе все самое интересное. Очень отзывчивые и активные ребята, готовы вообще везде выйти, подхватить, подключиться, помочь. Я заметила: после первого яркого года, когда ребята были все время на виду, везде участвовали и занимали первые места, на следующий год к нам записалось человек 30. Но до конца года с нами дошло человек 10. Потому что они поняли, что блистать – это только малая часть нашей жизни. Для этого надо много работать, жить всем этим. Фактически уже быть самыми настоящими молодыми учителями.

Часто ли учащиеся ППК взаимодействуют с детьми?

– У нас – очень часто. В начальной школе они самые желанные люди, их там любят, ценят и всегда ждут. В настоящих учителей они перевоплощаются в День самоуправления, который проходит осенью. С этого дня они заявляют о себе и начинают работать с первыми, вторыми классами и так далее – до пятого. Причем свои мероприятия они разрабатывают специально под те задачи, которые нужны учителю, например, развернуть в игре, квесте, викторине какую-то тему урока или приурочить событие к празднику. Пятый класс еще участвует очень охотно. А вот шестиклассники и старше уже, конечно, с трудом воспринимают десятиклассников как своих наставников, поэтому пятым классом работа ребят из ППК пока ограничивается. В этом году есть задумка – выйти в садик, посмотреть, как у нас получится с дошкольниками.

Вам как преподавателю ППК нравится программа?

– Да, очень, причем особенно важно, что мы ее можем варьировать. Каждый год набор у нас разный, дети приходят разные, с разными интересами и скоростью анализа информации. И поэтому в рамках плана одни темы мы пробегаем быстрее, на других сидим дольше, и из года в год это разные темы. У кого-то интереснее идет с проектами, кому-то нужно больше теории, а кто-то любит «движ» с выездами.

Кто из ваших учеников сегодня с вами?

– Со мной приехала Катя Шилкова. Она очень мотивирована стать педагогом. Пришла уже со сформировавшимся желанием: «Я очень хочу попробовать, у меня есть мысль стать учителем». Сейчас она учится в 9 классе. В прошлом году отзанималась в колледже по программе педклассов, вышла на конкурс «Профессионалы» среди юниоров, приняла участие во всех конкурсах от УрГПУ. Выиграла поездку на педагогический форум в «Орленке» и вернулась, уже полностью уверенная в своей будущей профессии: «Я буду только учителем!». В этом году она снова планирует участвовать во всех конкурсах от УрГПУ и от «Движения первых». Ей все интересно, она подхватывает любые возможности научиться новому, испытать себя, заявить о себе. И она ведет за собой других: глядя на нее, и остальные становятся активнее. Я думаю, что у Кати все получится, потому что у нее есть сочетание важных для учителя качеств: с одной стороны, она девушка серьезная, а с другой – от нее всегда идет позитив.

Кстати, первое занятие в педагогическом классе мы всегда начинаем со сказки про строителей. Трех строителей прохожий спросил, что они делают. Первый ответил: «Работаю, потому что мне нужны деньги». Второй ответил: «Терпеть не могу носить эти камни, но больше я ничего не умею». А третий ответил: «Я строю храм». Мы обсуждаем с детьми эту аллегорию и приходим к выводу, что всех трех строителей можно встретить в любой профессии. В каком случае человеку будет в профессии комфортно – если он будет ненавидеть свои «камни», работая только за деньги или потому, что он больше ничего не умеет, или если он будет строить храм? Дети все это раскладывают применительно к профессии учителя. И вот этот позитив, который излучает Катя, который, кстати, излучает Саша, – он сюда укладывается очень хорошо. Строить храм можно только так – с мыслями о чем-то большем, чем тетради и параграфы, с улыбкой, с желанием приносить пользу.

Стать педагогами планируют не все обучающиеся ППК. Во всяком случае, могут не планировать изначально, а потом решить, что это все-таки их путь. Чем, по-вашему, им интересна эта программа?

– Возможностью развития компетенций. Они развивают коммуникабельность, учатся презентовать себя, свои проекты и продукты. Они учатся работе в команде, взаимодействуют, распределяют роли и зоны ответственности. И учатся закреплять за собой ответственность и ее нести. Я наблюдаю за ребятами из нового набора и вижу, что они более ответственны, они уже сейчас понимают, что их оплошность – она именно их, а не «так получилось» и «я не виноват». И они понимают, что их «косяк» может подвести всю команду.

Когда ребята выходят на практику, они несут ответственность не только за свою подготовку, но и за детей. Конечно, в первую очередь ответственность лежит на учителе, на взрослом. Но дети им доверились. Будущие учителя ответственны за информацию, которую им несут, за то, как эта информация усвоится и запомнится. В прошлом году дети у меня проводили с малышами занятия по «Сказкам» Ушинского – с лепкой, рисованием, презентациями. И детей это настолько «зацепило», и сами сказки, и поиск морали в них, что они долго не могли это занятие забыть. Прибегали потом, рассказывали, над чем они еще подумали, что еще поняли. Так что слово учителя имеет огромный вес, оставляет очень долгое эхо, не падает в пустоту. И это надо помнить всегда, даже если учитель – сам еще ребенок.

К беседе присоединилась Екатерина Шилкова.

Катя, как вы поняли, что хотите и, скорее всего, сможете стать педагогом?

– В нашей большой семье много детей, у меня два младших брата, есть двоюродные и троюродные братья и сестры. Из них всех я самая старшая. Мне всегда нравилось с ними играть и заниматься. К тому же моя мама работает в реабилитационном центре, там много маленьких пациентов, и с ними я тоже часто контактировала. Я видела, как у них загораются глаза, меня это вдохновляло. Я объясняла им разные вещи, даже самые простые, и им так это нравилось! Особенно самым маленьким. Помню, как я им рассказывала про шаровую молнию. Любопытству и восторгу не было предела! Общение с детьми – это настоящая магия. Когда у нас в школе открылся педагогический класс, я решила, что было бы неплохо попробовать себя в роли учителя. Я учусь уже второй год, и мне все нравится.

Какие стороны педагогической деятельности вам уже знакомы?

– Я попробовала вести уроки, участвовала в конкурсе «Профессионалы», в олимпиаде по психологии в УрГПУ и выиграла право на участие в Детско-юношеском педагогическом форуме, который проходил в лагере «Орленок». Сейчас я подала заявку на поездку в Москву. Участвовала в конкурсе эссе в УрГПУ. Проводила мастер-класс в ЦНППМПР «Учитель будущего».

Вот как! А о чем был мастер-класс?

– Это было на поздравлении выпускников ППК, которые поступили в УрГПУ. Мы проводили для них игру, идея была в том, что они как будто снова поступают. Они подавали документы, должны были проходить разные испытания. Мы это сами придумали и сами сделали. Всем понравилось.

Есть у вас любимый предмет, который вы хотели бы преподавать?

– Я хочу быть учителем начальных классов, но как вторую специальность рассматриваю для себя математику.

Вы обязательно добьетесь всего, что хотите. Удачи вам!

Александр Бартошек дистанционно принял участие в разговоре и ответил на вопросы, как он решил стать учителем, чему научился в психолого-педагогическом классе, как проходит его учеба в УрГПУ:

– Мое желание стать педагогом проявилось спонтанно. Сначала я и мой преподаватель по обществознанию просто разговаривали на разные темы. Хочу заметить, что этот педагог – мой дорогой друг и товарищ. Зашла тема про обучение кого-либо, и он сказал, что преподавать – это не так уж сложно, главное – найти подход к ученику, и все будет хорошо. Потом я много раз заменял учителей в школе, самостоятельно проводил уроки. Это было уже после того, как я поступил в психолого-педагогический класс.

То, чему я там научился, напрямую на меня повлияло, я стал более общительным, начал хорошо понимать людей и научился находить общий язык с любым человеком.

Моя учеба в УрГПУ проходит прекрасно, я учусь в институте общественных наук. Занимаюсь культмассовой работой, хочу попасть в студенческий совет. Кроме того, я спортсмен: занимаюсь почти всеми игровыми видами спорта, а также плаваю.

Я уверен, что моя профессиональная линия будет белой, темных моментов в ней быть просто не может, так как любой опыт, включая препятствия, влияет на меня положительно. 

 

USPU PRODUCTION