Сначала они стали практически первыми гостями Технопарка универсальных педагогических компетенций и Педагогического Кванториума имени В.Г. Житомирского.
Ресурсами Кванториума могут пользоваться и школьники, которые в дальнейшем хотели бы стать педагогами, и, конечно, наши студенты, и уже работающие педагоги из Екатеринбурга и Свердловской области, потому что профессия учителя требует непрерывного самообразования в условиях постоянно усложняющихся современных вызовов, – сказала куратор проекта «Психолого-педагогические классы» Наталья Белоусова.
Директор Кванториума Елена Абдулова рассказала, что находится на каждом из пяти этажей здания, и отметила, что здесь будет вестись практическая часть учебного процесса, а также будут проходить всевозможные проектные мероприятия, конференции и другие образовательные события.
Заместитель директора Технопарка универсальных педагогических компетенций Александр Неволин показал гостям отремонтированные и оборудованные аудитории, в которых созданы все условия для занятий по дисциплинам естественно-научного, IT профиля, а также есть возможность для использования имеющегося оборудования при освоения гуманитарных дисциплин. В частности, в Технопарке представлено оборудование для разработки виртуальной и дополненной реальности, изучения анатомии и физиологии человека («Стол Пирогова»), где на специальном экране можно в мельчайших подробностях рассмотреть строение тела человека: гостям была предоставлена возможность самостоятельно вывести изображение на экран и протестировать возможности этого высокотехнологичного обучающего гаджета, что они с удовольствием сделали. Также есть оборудование для изучения различных разделов физики, альтернативной энергетики и биотехнологий. В ряде аудитории школьники могли наблюдать за работой с новым оборудованием студентов, которые готовятся к написанию и защите курсовых работ. В Технопарке также имеется современная студия, где можно снимать обучающие видеоролики.
Заинтересовала гостей и вывеска «Антикафе» на первом этаже. Елена Владимировна объяснила, что это не кафе в привычном смысле, здесь не будут продавать еду и напитки. Но сюда можно прийти со своими «вкусностями», налить себе чаю и в непринужденной обстановке обсудить предстоящие задачи и пути их решения.
Если в ходе экскурсии у кого-то из школьников сложилось впечатление, что они попали в царство технических и естественных наук, и тем, кто собирается изучать гуманитарные области знания, здесь делать нечего, Александр Неволин сразу же их переубедил:
Почему это место называется Технопарком универсальных педагогических компетенций? Потому что каждый будущий педагог, и «физик», и «лирик», в ходе своей учебы в УрГПУ придет сюда и будет учиться работать на представленном оборудовании. Это необходимо для того, чтобы, придя в школу, вы смогли обучать детей в соответствии с современными стандартами и требованиями.
В завершение экскурсии Елена Абдулова рассказала школьникам, почему Кванториум назван именем Владимира Габриэлевича Житомирского (1934–1988). Этот выдающийся ученый и педагог работал в Свердловском государственном педагогическом институте. В значительной степени благодаря творческой и организаторской деятельности В. Г. Житомирского Свердловск стал одним из признанных центров по использованию вычислительной техники в народном образовании. Свердловский пединститут стал тогда головной организацией по комплексной научно‑исследовательской программе «Содержание, организация и методика изучения информатики и вычислительной техники в общеобразовательной школе, педагогических учебных заведениях и аппарате управления», в реализации которой участвовали 12 пединститутов страны. Научным руководителем этих исследований был В. Г. Житомирский. И справедливо, что имя Житомирского теперь носит Технопарк, предназначенный для обучения педагогов лучшим образовательным технологиям, направленным в будущее.
Елена Владимировна рассказала и об ученых, чьи портреты расположены в нишах на первом этаже. Все они – лауреаты Нобелевской премии разных лет за выдающиеся достижения в науке Среди них Мария Склодовская-Кюри (физика и химия), Николай Семенов (химия), Илья Мечников (биология), Лев Ландау (физика и математика), Жан-Батист Перрен (физика).
Затем школьники из Асбеста отправились в главный учебный корпус УрГПУ. Там их ждали экскурсия по университету.
Поездка завершилась посещением Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников УрГПУ «Учитель будущего». Здесь, в третьей локации УрГПУ, школьников встретили заместитель директора Центра Наталья Белоусова, специалист Центра Анастасия Таланова и доцент кафедры общей психологии и конфликтологии Павел Ежов. Специалисты провели для обучающихся образовательный интенсив «Технология саморазвития личности».
Участники интенсива с первых минут включились в активное творчество. Методом «Mindmapping» им было предложено создать образ своего счастья. Затем, разделившись на три команды, ученики выделили топ-6 жизненно важных сфер, составили из них систему координат для получения «колеса жизненного баланса».
Следуя тезису лектора Павла Ежова о том, что что изменить можно только то, что можно измерить, школьники оценили свой наличный уровень счастья, позанимались прокачкой своей проактивности, ответственности за своё текущее состояние в различных сферах жизни и деятельности, приняли решение составить свой план саморазвития.
Занятие было наполнено метафоричными высказываниями древних мудрецов и современников, крылатыми выражениями народной мудрости. Так и в конце занятия Павел Юрьевич рассказал притчу о мастере и его учениках, заканчивающуюся фразой «всё в твоих руках».
Гости УрГПУ поделились с организаторами своими впечатлениями. Екатерина Федотова, социальный педагог школы№ 1 им.М. Горького г. Асбеста, сопровождающая школьников, после окончания визита написала:
«Хочу сказать большое спасибо, коллективу УрГПУ за проделанную работу. Нас встречали на каждой локации, отвечали на интересующие нас вопросы, всегда были готовы помочь. Экскурсия по главному зданию УрГПУ и Технопарку очень впечатлила старшеклассников, многие захотели в будущем поступать именно сюда. Мастер-класс в центре «Учитель будущего» помог ребятам разобраться в себе и понять, как стать счастливее. По дороге домой ребята делились впечатлениями о поездке, все остались очень довольны».
Отвечая на вопрос: «Какой опыт вы сегодня приобрели?», ребята ответили, что саморазвитие необходимо каждому человеку, оно должно осуществляться непрерывно. Человек, прекративший своё развитие, очень быстро деградирует.
Весь день в УрГПУ ребята наблюдали примеры неустанного стремления великих ученых и педагогов к развитию, а также знакомились с условиями, в которых это развитие сегодня осуществлять не просто необходимо, но еще и увлекательно. Все это – Уральский государственный педагогический университет, и он ждет умных, активных и неравнодушных.
Текст: Ирина Шаманаева, Павел Ежов
Фото: Александра Карпушева