В семинаре приняли участие представители нескольких муниципалитетов Брянской области. В этом регионе создаются психолого-педагогические классы, и кураторы проекта, также как и педагоги, которые будут преподавать в этих классах, заинтересованы в обмене опытом с УрГПУ. Среди участников семинара были представители министерств образования Республики Бурятия, Республики Кабардино-Балкария, представители Омского государственного педагогического университета.
Марина Бывшева отметила, что психолого-педагогические классы – один из важнейших инструментов кадровой политики Министерства просвещения Российской Федерации. Целью этого проекта является формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности. В Свердловской области проект реализуется с 2015/16 учебного года, и его драйвером в регионе является Уральский государственный педагогический университет.
Наталья Белоусова представила статистику, иллюстрирующую успешное развитие проекта. За 2015/16-2021 годы в Свердловской области появилось 109 педагогических классов, проектом охвачены 1182 обучающихся. В 2022 году проект обрел новое дыхание. Теперь силами УрГПУ он реализуется в двух регионах (партнером стал Ямало-Ненецкий автономный округ) и охватывает 18 муниципалитетов. В этом году к проекту присоединилось еще 455 обучающихся.
Выявление способных и мотивированных старшеклассников и предоставление им возможности еще в школе попробовать себя в профессии учителя и освоить компетенции, необходимые для работы с детьми оправдали себя в полной мере. В Свердловской области в вузы и колледжи на педагогические специальности пришла уже не одна сотня одаренных, целеустремленных и хорошо подготовленных абитуриентов, окончивших педагогические классы. Многие уже вышли на работу в школы. Немало выпускников вернулись в свои собственные школы или в другие школы в своих территориях.
Наталья Сагидулловна рассказала о моделях организации психолого-педагогического класса (на базе образовательной организации для своих же учащихся в рамках дополнительного образования, либо на базе образовательной организации, становящейся ресурсным центром, для учащихся сразу нескольких школ), и о 4 главных направлениях работы в рамках этого проекта. Работа с образовательными организациями включает повышение квалификации педагогов, семинары и вебинары, консультации, научно-методическое сопровождение. Конкурсно-олимпиадная работа включает организацию конкурсов и педагогических олимпиад для школьников с предоставлением победителям и призерам дополнительных баллов для поступления в УрГПУ. Профориентационная работа ведется не только со школьниками, но и с их родителями, педагогами. Это происходит в рамках дней открытых дверей ознакомительных экскурсий (например, по Технопарку УрГПУ с его современными образовательными возможностями). Четвертое направление – образовательные мероприятия с обучающимися психолого-педагогических классов. Помимо учебных часов, включающих введение в профессиональную деятельность и курсы «Я – лидер, стратегии успеха», «Межкультурная коммуникация» и «Информационная культура педагога», школьникам предлагаются образовательные интенсивы на темы, связанные с педагогикой и психологией, и мастер-классы, которые проводят преподаватели УрГПУ и приглашенные эксперты.
В завершение Наталья Сагидулловна пригласила участников семинара присоединиться к ближайшим мероприятиям, которые пройдут в рамках проекта уже в октябре. Это всероссийская акция «Видеооткрытка ко Дню учителя» и форум психолого-педагогических классов, который пройдет в УрГПУ в гибридном формате 11-13 октября.
Марина Бывшева и Наталья Белоусова подчеркнули, что УрГПУ открыт и готов для сотрудничества, для обмена лучшим опытом и практиками.
Семинар для российских регионов – первый в серии такого рода мероприятий, запланированных в новом учебном году.
Текст: Ирина Шаманаева