Ольга Кадушина, учитель русского языка и литературы екатеринбургской гимназии № 70, выпускница бакалавриата института филологии и межкультурной коммуникации и в настоящее время магистрант этого института, рассказала о своем понимании успеха с позиции филолога и учителя. По мнению Ольги Игоревны, успех, как и счастье, каждый человек понимает по-своему, вкладывая в этот термин собственные переживания и собственные смыслы. Но если мы испытаем потребность в некоей константе и обратимся к словарю С.И. Ожегова, то найдем в нем определение успеха как удачи в достижении цели, как общественного призвания и как хороших результатов работы или учебы. Для педагога успех — это все слагаемые вместе, потому что профессия учителя подразумевает служение, и учитель не может быть успешен сам по себе, не воспитав успешных учеников.
Ольга Кадушина добавила, что успешность педагога состоит в его постоянном самосовершенствовании. Нужно постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы (в том числе — обращаясь к опытным коллегам), искать личную «ситуацию успеха», в которой можно почувствовать себя талантливым и состоятельным, чтобы потом полученной энергией воодушевлять учеников. Нужно работать над своими слабыми местами и выходить из зоны комфорта ради преодоления себя — особенно это относится к неумению и нежеланию много общаться. Учитель должен уметь выстраивать отношения со всеми участниками педагогического сообщества — учащимися, коллегами, родителями, администрацией. К этому необходимо готовить себя заранее и не терять время уже в университете. Лучший способ преодолеть застенчивость и необщительность — участвовать по максимуму в мероприятиях и конкурсах для студентов.
На вопрос, стоит ли учителю быть слишком открытым для детей, или лучше все-таки держать дистанцию, Ольга Кадушина ответила, что это вопрос индивидуального стиля, но лично ей кажется, что быть словесником, преподавать литературу и быть при этом неприступной «Снежной Королевой» — нельзя. Этот предмет больше других предполагает диалог, и дети не должны бояться высказывать свою позицию, быть эмоциональными, неловкими, не всегда «правильными». Каким бы ни был стиль педагога, нужно найти баланс и научиться принимать каждого ученика, оставаясь при этом в корректных профессиональных рамках.
Но главное, — заключила Ольга Игоревна, — это воспитание счастливых людей. Счастливые дети станут счастливыми взрослыми и подарят другим счастливое отношение к жизни.
Следующим спикером стала ответственный секретарь Свердловского областного отделения Национальной родительской ассоциации, председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая. Ее выступление касалось роли родителей в воспитании успешных, счастливых, личностно и профессионально реализованных людей. По мнению Людмилы Викторовны, есть две крайности в отношении родителей к воспитанию: либо оно «отдается на аутсорсинг» школе и кружкам, либо утрируется позиция «мама лучше знает». Истина лежит посередине, и оптимально, когда родители воспитывают детей в соответствии со своими взглядами и ценностями, но не пренебрегают помощью специалистов.
Людмила Золотницкая предостерегла от подмены понятий, когда ребенка «нацеливают на успех», заполняя его голову всевозможной информацией. Раннее развитие успеха не гарантирует, наоборот, может даже сформировать отвращение к учебе и позицию «оставьте меня в покое». Достучаться до ребенка можно только через сердце, через эмоции, разум подключается уже потом. Бесполезно говорить ребенку: «Становись врачом, будешь нас всех лечить». Ребенок резонно спросит, а где здесь его желания, интересы и ценности, речь ведь идет об его жизни? Они подменены родительскими желаниями, его самого здесь просто нет.
Людмила Викторовна подчеркнула, что общение с ребенком не должно превращаться исключительно в контроль и заботу только о том, что он ел и как он одет. Как можно больше времени, которое родители проводят с ребенком, должно быть посвящено тому, что действительно интересно ребенку. И спикер также подытожила, что успешный человек — это счастливый человек:
Только чтобы воспитать счастливого человека, нужно очень много терпения и очень много любви.
Екатерина Мазурчук, педагог-психолог, доцент кафедры психологии образования института психологии, также солидарна с коллегами: первый шаг ребенка к успеху — это шаг родителя навстречу ребенку и его интересам. — Нельзя стать успешным вместо ребенка. Но можно быть вместе с ним, когда он идет к успеху. По мнению Екатерины Олеговны, успешный человек совсем не обязательно тот, кого считают идеальным «победителем» и «достигатором». Без внутреннего осознания себя как человека реализовавшегося и счастливого трудно говорить об успехе. Достижения должны быть ценны в первую очередь для самого того, кто их добился.
Екатерина Мазурчук поделилась подробными рекомендациями, как поставить ребенка на путь, ведущий к успеху, как помогать ему и оберегать его на всем протяжении этого пути. Например, нужно с самого начала помочь сформировать «образ цели» — это сразу же позволит понять, кто именно хочет достижения данной цели, сам ребенок, или другие люди решили за него. Важным является умение отслеживать и корректировать результаты, делать из тактических соображений шаг в сторону или назад. Бесценны похвалы родителей и учителей даже за самые скромные результаты, достигнутые ребенком. Следует обратить внимание на два интересных пункта: во-первых, хвалить ребенка по существу, а не отделываться от него безличным «молодец» или «нормально». Во-вторых, произнося фразу «У тебя все получится», не возлагать на ребенка свои завышенные ожидания, а говорить о самой сильной стороне в характере, психике ребенка, благодаря которой он достигнет цели, помогать опереться именно на эту сторону. Иными словами, для достижения успеха ребенком нужна неподдельная, не формальная вовлеченность взрослых в процесс его обучения и воспитания.
Спикерам было задано очень много вопросов от студентов. Направление их интереса свидетельствовало о том, что будущим (и уже работающим) молодым педагогам хочется развиваться в своей профессии, больше знать, больше уметь, лучше понимать детей.
Наталья Белоусова и Павел Ежов пообещали, что образовательные интенсивы станут периодическим мероприятием, поднимающим и другие актуальные темы. И анонсировали еще одно мероприятие: 22 апреля пройдет «Педагогический старт», на котором студенты смогут встретиться с директорами школ и специалистами органов управления образования и получить ответы из первых рук на вопросы, касающиеся начала педагогической карьеры.
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Ирина Шаманаева, Наталья Белоусова