В одной из аудиторий центра собрались молодые педагоги, студенты УрГПУ — участники проекта «Педагогическая интернатура». Также молодые педагоги приняли участие в мероприятии дистанционно. Эксперты ответили на многочисленные вопросы, большая часть из которых была задана молодыми учителями в чате трансляции.
В начале встречи заместитель директора Центра «Учитель будущего» Наталья Белоусова отметила, что тема выбрана не случайно — среди молодых педагогов был проведен опрос, он и определил, что взаимодействие с детьми с ОВЗ – это то, что очень волнует молодых учителей и воспитателей.
Елена Хлыстова рассказала о том, что означает термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», а Юлия Нескоромная объяснила, каким образом и для чего детям присваивается такой статус. В ходе разговора были подняты важные и острые темы. Например, как правильно объяснить родителям, что их ребенок нуждается в помощи специалистов?
Я своих студентов учу, что когда родители «закрывают глаза» на проблемы сына или дочери — это естественный процесс, срабатывают защитные механизмы, оберегающие от излишней тревоги, — сказала Елена Хлыстова. — Мы в институте специального образования учим, как преодолевать эти барьеры. Задача педагога — убедить родителей, что это хорошо, когда ребенок проходит психолого-медико-педагогическую комиссию, и своевременно происходит коррекция. Я учу студентов, прежде чем говорить о сложностях, нужно сначала похвалить ребенка, а потом уже сказать, что есть вот такие-то зоны, которые требуют нашего внимания, и хорошо бы подключить специалистов. А чтобы сделать это на бесплатной основе, нужно пройти ПМПК и получить статус «ребенок с ОВЗ».
Спикер подчеркнула важность диалога с родителями на равных, а не с позиции более знающего и понимающего.
Эксперты объяснили, когда родителям стоит насторожиться и обратиться к специалистам, рассказали, какие особенности нужно учитывать в работе с учеником, если у него синдром Аспергера.
Была поднята и больная тема неготовности общества к внедрению инклюзивного образования. Оказывается, судя по вопросу одного из молодых педагогов, не готовы к работе с особенными детьми и некоторые учителя.
Долгое время дети с особенностями у нас в стране росли в закрытых учреждениях, и мы еще не привыкли жить вместе. Но мы и не привыкнем жить вместе, если не начнем процесс. В детском саду, школе, вузе — мы учимся жить с людьми, у которых есть ограничения. Сейчас много вопросов о том, где взять специалистов, где взять тьюторов. Это неприемлемо — когда в классе 30 человек и один ребенок с серьезной формой ОВЗ. А что касается эффективности инклюзивного образования — дети с ОВЗ нужны и нормотипичным детям. Присутствие ребенка с инвалидностью в классе возвращает нас от гонки за лидером, от гонки за оценками к общечеловеческим ценностям — умению помогать, уступать, жертвовать.
На вопрос о том, как избежать выгорания, Юлия Нескоромная поделилась своим опытом:
Я прихожу домой и меня встречают мои дети — они хотят со мной играть, и я все равно пойду с ними играть несмотря на усталость. А те игры, в которые я играю со своими детьми, я могу применять и на занятиях. Находишься в постоянном поиске, и это помогает идти дальше.
Мы несколько лет назад опрашивали педагогов одной коррекционной школы, — рассказала Елена Хлыстова. — Уже в начале учебного года у 70% были признаки эмоционального выгорания. Да, общение с семьей дает передышку. Общение с животными, с природой, умеренная физическая нагрузка — все это может помочь стабилизировать нервную систему. Но нужно говорить и о том, что могла бы предложить школа — уголки творчества, кабинет, где педагог может побыть без детей, за чашкой чая.
Председатель Ассоциации молодых педагогов Свердловской области Айткали Каминов выступил в конце встречи с приглашением вступать в Ассоциацию.
— Присоединяйтесь, будем вместе формировать повестку будущих мероприятий, общаться, профессионально расти вместе.
Запись встречи «Час с экспертом» будет доступна на сайте Центра «Учитель будущего».
@USPU_PRODUCTION