Во встрече приняли участие директора пермских и екатеринбургских школ, Уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков и представитель аппарата Уполномоченного по правам ребенка Пермского края Полина Суровяткина, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» Ирина Пестова, председатель Родительского комитета Свердловской области Людмила Золотницкая, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики института общественных наук УрГПУ Татьяна Дорохова, директор Центра «Учитель будущего» Марина Бывшева.
После приветствий Игоря Морокова и Марины Бывшевой пермские коллеги представили свой опыт. Разговор начался с обсуждения всем известного противоречия между «цифровыми» детьми и «аналоговыми» взрослыми. Задача взрослых, как отметила модератор Ирина Груздева, директор пермской гимназии № 10, — помочь детям адаптироваться в новом мире и с позиций взрослого педагогического и родительского опыта научить их тому, что они знают гораздо хуже, чем компьютерные технологии. Это навыки общения и в широком смысле социального взаимодействия, навыки ответственного и безопасного поведения. Общество все больше возлагает эту обязанность на школу. Что могут сделать директора, чтобы организовать в школах благоприятную образовательную и воспитывающую среду? Как обеспечить права детей и одновременно внушить детям понимание своих обязанностей?
Полина Суровяткина представила опыт обеспечения безопасности в образовательных организациях Пермского края. Особенно подробно она остановилась на вопросе кибербезопасности. В школах Пермского края налажен мониторинг аккаунтов школьников в социальных сетях на предмет опасного контента, классные руководители проверяют общение своих школьников в соцсетях даже во время летних каникул, в школах существует должность кибер-консультанта. Это не представители IT-отрасли, а педагоги-психологи. Их задача — отслеживать потенциальную опасность и вовремя реагировать на нее, беседовать с детьми, помогать в ситуациях буллинга и других кризисов. В Пермском крае действует много школьных служб примирения, медиация используется очень активно.
Директора пермских школ поделились опытом налаженного межведомственного взаимодействия с органами муниципальной и государственной власти, вузами, научными организациями и учреждениями культуры, промышленными предприятиями. Дети имеют возможность рано выбрать свой профессиональный путь и идти дальше, пользуясь всесторонней информационной и организационной поддержкой заинтересованных взрослых. Они участвуют в серьезных проектах с вещественными результатами. Например, в пермском лицее № 8 школьники осуществили коллективный перевод с английского книги о последнем русском императоре, с помощью профессиональных актеров самостоятельно начитали аудиокнигу и выпустили CD-диск.
Интересен и сам опыт Ассоциации общественно-активных школ Перми. О нем рассказала президент ассоциации Елена Кычева. Это неформальное объединение директоров пермских школ позволяет решать без административных препон многие организационные и методические вопросы. Школы, входящие в объединение, живут активной жизнью, делятся между собой полезными контактами и перспективными идеями, помогают друг другу, используют энергию коллективного разума для решения бюрократических вопросов.
Татьяна Дорохова инициировала дискуссию с пермскими коллегами о способах мотивации школьников. Состоялся разговор о том, что в основе любого проекта — интерес учителя и его способность зажечь других. Дети идут за тем, кому интересно делать свое дело.
Екатеринбургские коллеги нашли пермский опыт очень перспективным. Встреча завершилась договоренностью об ответном визите и продолжении разговора. Особенно интересными оказались наработки пермских педагогов в сфере кибербезопасности: здесь есть что обсуждать, есть о чем рефлексировать и есть что перенимать.
Пресс-служба УрГПУ
Текст и фото: Ирина Шаманаева