В УрГПУ наградили победителей первого в России Педагогического диктанта

На площадке центра «Учитель будущего» состоялось награждение победителей первого Всероссийского педагогического диктанта «Как думают дети». Масштабная акция, организованная Фондом новых форм развития образования, впервые прошла в России в октябре.

В российских регионах Педагогический диктант был организован на площадках исторических парков «Россия – моя история». В Свердловской области по инициативе Ассоциации классных руководителей к акции подключился еще и УрГПУ – единственный среди уральских вузов.

Символично, что первый Всероссийский педагогический диктант прошел на базе Уральского педагогического университета, ведь наш вуз всегда поддерживал инициативы и акции, направленные на педагогов. Участие в диктанте преподавателей, в том числе наших студентов и выпускников, еще раз дает возможность увидеть значимость педагогической деятельности. С одной стороны, педдиктант – это внимание учителям, классным руководителям, возможность понять, насколько у них развиты компетенции. С другой стороны, это понимание, насколько качественно мы как педуниверситет готовим будущих учителей, – отмечает профессор центра «Учитель будущего», руководитель Ассоциации классных руководителей Свердловской области Ирина Ларионова.

В педдиктанте участвовало несколько тысяч педагогов из 70 регионов страны на онлайн- и офлайн-площадках. Центр «Учитель будущего» УрГПУ принял более 100 учителей онлайн, 15 преподавателей посетили мероприятие очно. В числе участников – около 20 студентов и выпускников УрГПУ из Камышлова, Ирбита, Сысерти, Екатеринбурга и других уральских городов. Целью диктанта стало объединение учителей и педагогов-экспертов для инициативной проверки компетенций в профессиональных областях знаний.

Для современного учителя сегодня существуют различные формы повышения своего профессионального мастерства – это и программы повышения квалификации, и вебинары, и профессиональные педагогические конкурсы. Подобные акции – это тоже одна из таких форм, позволяющая еще раз взглянуть на свой педагогический путь, отрефлексировать ситуации, а возможно, по-новому взглянуть на свою работу, – отмечает директор ЦНППМПР Марина Бывшева.

Первым диктатором акции выступил художественный руководитель московского театра «Сатирикон», профессор, Народный артист РФ Константин Райкин. Участникам было предложено поразмышлять на тему «Как думают дети» и найти решение нескольких нестандартных профессиональных задач из текста, составленного экспертами в области образования по книге Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти». Например, нужно было сформулировать несколько аргументов ЗА обращение к ассоциативному мышлению ребёнка для поддержания его познавательной активности или представить собственную идею, как сохранить и усовершенствовать все «навыки детства» у учеников школы. Решение задач было полностью авторским.

Экспертиза работ участников проводилась в ноябре. По словам организаторов педдиктанта, эксперты оценивали умение педагогов осмыслять собственный профессиональный опыт и применять его к решению нетиповых задач, умение мыслить нешаблонно, находить нестандартные самостоятельные решения. Важными критериями качества выполнения работ также стали: способность участников к эффективной коммуникации и умение критично относиться к проделанной работе, а также соблюдение всех языковых норм и правил оформления текста.

В решении заданий диктанта не могло быть правильных и неправильных ответов, поэтому экспертиза работ участников осуществлялась на уровне оценки смыслов, а не фактов. Проект стал инструментом для обобщения профессионального опыта участника, осмысления этого опыта и выхода на новый профессиональный уровень, – подчеркивают организаторы педдиктанта.

Работы оценивались по трехбалльной шкале, где 0 баллов означало, что критерий в решении задачи не проявлен, 1 балл – критерий проявлен частично, 2 балла – критерий проявлен в полной мере. Экспертами первого Всероссийского педагогического диктанта выступили представители профессионального педагогического сообщества, преподаватели ведущих педвузов страны, педагогических кафедр крупнейших университетов, победители и лауреаты профессиональных педагогических конкурсов.

Победителями первого Всероссийского педагогического диктанта стали 118 педагогов из Волгограда, Казани, Краснодара, Новосибирска, Омска, Перми, Свердловской области, Санкт-Петербурга, Сургута, Челябинска, Тюмени, Махачкалы, Южно-Сахалинска и Ставрополя: 18 человек из онлайн-формата и 100 из тех, кто писал диктант очно.

В числе победителей на площадке Уральского педагогического университета: Алексей Махновецкий, директор МБОУ СОШ № 1 (Екатеринбург), Наталья Фролова, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 102 (Екатеринбург) и Анастасия Цепова, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1».

Педагогический диктант – это интересная возможность посмотреть глазами учителя на те процессы, которые сегодня происходят в школе, на уроке, когда ребята задают непредсказуемые вопросы, которые, порой, опосредованно связаны с темой урока. Для меня была уникальная возможность ещё раз обратить внимание на те педагогические ситуации, которые волнуют современных учителей и их учеников, – делится Алексей Махновецкий.

По словам Ирины Ларионовой, сам факт того, что преподаватели поддержали акцию очень значим, в следующий раз педагоги планируют готовиться к ней целенаправленно.

Хотя подготовиться к педдиктанту невозможно, сам факт обдумывания, актуализации определенных профессиональных педагогических категорий может стать своеобразной подготовкой. По мнению студентов и выпускников УрГПУ, акция нужна как показатель определенной педагогической квалификации. Ребята испытывали дискомфорт от незнания, как правильно решить поставленную задачу, ведь статус учителя обязывает. Однако мы благодарны им за то, что они не побоялись своего незнания, – рассказывает Ирина Анатольевна.

Ребята поняли, к чему не готовы, к чему нужно стремиться, на что не обращали внимание в процессе обучения в вузе.

В подготовке учителя важен не только знаниевый компонент, но и умение анализировать, рефлексировать, обращать внимание на процесс усвоения учащимися материала урока: доступно ли я объясняю, заложен ли воспитательный потенциал в мою учебную дисциплину, имеет ли место воспитательная работа во внеурочное время, насколько активно осуществляется взаимодействие с родителями. Хорошо уже то, что педагоги начали об этом задумываться, а не просто делать акцент на трансляции знаний, – заключает Ирина Ларионова.

Все участники педдиктанта получили сертификаты, а победители – именные дипломы. По окончании акции участниками был сформирован пакет предложений по вопросам подготовки педагогических кадров.

 

Текст: Кристина Зверева по материалам ЦНППМПР

Фото: Александра Карпушева, порталы школы № 102 и НТПК № 1

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram