Координатором форума выступила консультант-методист Федерального консультационно-методического центра по повышению финансовой грамотности, доцент УрГПУ Алена Оболенская, которая отметила острую необходимость формирования финансовой грамотности как учеников, так и преподавателей в условиях цифровизации.
Мы проводим уже шестой форум финансовой грамотности в УрГПУ, в этом году он организован для педагогов. Считаем важным, чтобы педагоги получили больше информации о мире финансов, а самое главное — узнали какие уже имеются методические наработки, цифровой контент, где смотреть самые актуальные новости, какие программы и приложения использовать, чтобы в эру финтеха учащиеся могли быть в безопасности и планировать личный бюджет грамотно. Кроме ежедневной значимости, финансовая грамотность вошла в федеральный стандарт как одна из компетенций будущего педагога, является составной частью функциональной грамотности и требуется при подготовке к ЕГЭ.
Цифровые инструменты, которые сегодня используют не только педагоги, но и ученики важны для формирования навыков 21 века. Мы видим востребованность, не только у учителей, но и у школьников, повышения своих знаний в области как финансовой, так и цифровой грамотности, — сказала директор центра «Учитель будущего» Марина Бывшева.
Сергей Кокоулин, начальник Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в УрФО ЦБ России рассказал об онлайн-проектах Центробанка по финансовой грамотности. Прежде всего это уроки по финансовой грамотности для старшеклассников, которые оказались очень востребованы в этом году. Тематика этих занятий соответствует программе по финансовой грамотности, которую ЦБ рекомендует к внедрению в образовательных организациях. Если раньше такие онлайн-уроки предназначались для занятий в классе с учителем, то сейчас формат расширен: подключиться к уроку может каждый желающий, из дома или с мобильного телефона в любой точке.
Профессор кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ Александр Смирнов выступил на тему «Психолого-педагогические аспекты безопасности финансовой грамотности школьника в условиях цифровизации». По его мнению, на сегодняшний день минусов от цифровизации больше, чем плюсов. Докладчик говорил прежде всего именно о негативной стороне: дефиците общения и подвижных игр, снижении возможностей контроля со стороны родителей, гиперинформированности, мошенничестве за счет потребности ребенка в сепарации от родителей и сопричастности группе. Среди мер профилактики спикер назвал пропаганду традиционных ценностей и психологическую помощь семье.
Директор института психологии Людмила Максимова рассказала, что на кафедре общей психологии и конфликтологии доцентами Светланой Крыловой и Юлией Водяхой ведется большое грантовое исследование, посвященное особенностям восприятия информации современными детьми. Его результаты будут представлены на педагогическом форуме, который пройдет в УрГПУ 5-6 ноября.
Наталья Рысятова, начальник отдела финансовой грамотности и информирования населения ЦБ РФ Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в УФО дала много полезной информации о том, как защищаться от киберпреступников, как не стать жертвой мошенничества с банковскими картами. Как сказала спикер, сотрудники Центрального банка готовы оказать методическую и консультационную поддержку всем педагогам по вопросам внедрения финансовой грамотности.
Олег Грибан, начальник управления цифровизации образования УрГПУ, рассказал о сервисах, которые могут пригодиться педагогам в их профессиональной деятельности и повседневной жизни: приложениях, помогающих сделать более комфортным свою жизнь с гаджетами, облачных сервисах, веб-сервисах для создания презентаций.
Светлана Тарунтаева, начальник отдела работы с налогоплательщиками МРИ ФНС России № 32 по Свердловской области поделилась новостями в работе ФНС России и ее электронных сервисов, которые стали более удобными для дистанционного использования. Например, ИНН сейчас можно получить, не выходя из дома.
Елена Зверева, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, председатель Свердловского областного отделения СОО Российского Союза Молодежи предложила использовать для просвещения школьников такой интересный формат, как интернет — чемпионаты.
Мы могли бы провести чемпионат по финансовой грамотности среди школьников Екатеринбурга.
В конце встречи Сергей Кокоулин высказал мнение, что надо не столько учить детей и взрослых финансовой грамотности, сколько учить искать и получать информацию.
Кроме этого, нужно задать определенные паттерны поведения — например, не доверять рекламе высоких процентов, и вообще, не принимать без исследования никаких серьезных финансовых решений.
Наша задача сейчас — зародить интерес к вопросам безопасности в сфере финансов, мотивировать искать информацию, прежде чем что-то делать, сориентировать, где искать ответы, — согласилась Алена Оболенская.
«Конференция получилась очень насыщенной полезной информацией. Почерпнула много различных платформ, которые можно использовать в педагогической деятельности! Огромное спасибо организаторам!» — написала в чате одна из участниц.
Пресс-служба УрГПУ
Ксения Волянская