В УрГПУ состоялась Летняя школа для обучающихся и кураторов психолого-педагогических классов

15-17 июня в ЦНППМ «Учитель будущего» и в Технопарке УрГПУ прошла Летняя школа для обучающихся профильных психолого-педагогических классов «Ветер перемены». На нее были приглашены школьники и их преподаватели. Участников ждали торжественное открытие, интересные мастер-классы, знакомство с ресурсами Технопарка УрГПУ и рефлексивная сессия по завершении программы с представлением лучшего опыта и размышлениями о том, как психолого-педагогические классы будут развиваться дальше.

Психолого-педагогические классы – один из важнейших инструментов кадровой политики Министерства просвещения Российской Федерации. Выявление способных и мотивированных старшеклассников и предоставление им возможности еще в школе попробовать себя в профессии учителя и освоить компетенции, необходимые для работы с детьми оправдали себя в полной мере. Только в Свердловской области, где первые педагогические классы открылись в 2015/16 учебном году, в вузы и колледжи на педагогические специальности пришла уже не одна сотня одаренных, целеустремленных и хорошо подготовленных абитуриентов. Многие уже вышли на работу в школы. Немало выпускников вернулись в свои собственные школы или в другие школы в своих территориях.

Летняя школа, организованная для обучающихся психолого-педагогических классов, их педагогов и директоров школ, включала трехдневную программу. Главными героями первых двух дней стали сами школьники.

Приветствуя гостей, собравшихся на площадке «Учителя будущего», директор ЦНППМ, проректор УрГПУ по научно-методической работе и академическому взаимодействию Марина Бывшева сказала:

В этом современнейшем центре сегодня собрались современнейшие будущие педагоги! Я уверена, что все, кто находится в этом зале, увидят, как изменяется труд учителя, как изменяются условия, в которых работает учитель, как изменяются условия, которые доступны для обучающихся педагогических вузов, – и примут правильное, на мой взгляд, педагога с многолетним стажем, решение. Профессия учителя – не только самая благородная и возвышенная на Земле, но и профессия, которая приносит удовлетворение от общения с другими людьми, от того, что можно найти интересные пути передачи своих навыков, знаний, компетенций, тому, кто младше. Еще сегодня учительская профессия интересна тем, что можно передавать навыки, знания, компетенции можно передавать тем, кто рядом с тобой. И эта тема сотрудничества, объединения в учительской профессии – одна из самых важных и перспективных.

Марина Валерьевна напомнила слова великого психолога, педагога и культуролога Льва Выготского о том, что мы все находимся в зоне актуального развития, а зона ближайшего развития – это то, что предстоит создать вместе.

Затем модераторы, заместитель директора ЦНППМ Наталья Белоусова и доцент кафедры общей психологии и конфликтологии Павел Ежов провели панельную дискуссию о том, что дает школьникам обучение в психолого-педагогическом классе. Спикерами были школьники, активно проявившие себя во время учебы. Они обсудили вопросы, что привело каждого из них в психолого-педагогический класс (очень часто мотивом стал пример любимого учителя, названа была и любовь к детям), чему они научились (все отметили знания и навыки, связанные с общением, организаторские умения, знание психологии), какими качествами должен обладать современный учитель. После панельной дискуссии учитель английского языка и заместитель директора школы № 157 Елизавета Карсакова, победитель конкурса «Самый классный классный» и ролевая модель для своих учеников из педагогического класса, провела мастер-класс по развитию креативности.

16 июня участники Летней школы стали гостями Технопарка и познакомились с обучающими возможностями IT кластера, фундаментального кластера, Голографического театра и коворкингов.

17 июня для делегации Ямало-Ненецкого автономного округа, которая специально приехала на Летнюю школу, организаторы провели экскурсию по главному учебному корпусу УрГПУ. Затем в ЦНППМ собрались представители УрГПУ, осуществляющие научно-методическое сопровождение проекта, руководители управлений образования, инициировавшие открытие педагогических классов в своих территориях, директора школ, учителя, которые курируют педагогические классы и преподают в них. Присутствовали представители нескольких муниципалитетов Свердловской области и представители ЯНАО. По видеосвязи выступила директор школы г. Рыбинска Ярославской области, где также открыт психолого-педагогический класс. Дистанционно к рефлексивной сессии подключились представители педагогических сообществ Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Липецка, Ульяновска, Омска и других городов и регионов.

Сессию открыла ректор УрГПУ Светлана Минюрова:

Кадры учителей, педагогических работников, педагогов-психологов, дефектологов очень важны и востребованы здесь и сейчас. Наши выпускники педагогических направлений трудоустраиваются уже на третьем курсе и являют собой тот обновляющийся потенциал кадрового состава наших педагогических работников. Движение психолого-педагогических классов было очень развито и успешно в нашей стране, потом наступил перерыв, а теперь оно опять набирает силу. Обучающихся психолого-педагогических классов в прошлом году собирали на специальную смену в лагере «Орленок», и ребята обменялись своими впечатлениями и идеями. В том, чтобы педагогические классы были, заинтересованы и организаторы системы образования, и руководители образовательных организаций, и сами ребята общаются между собой о том, как они получают азы профессии педагога в разных регионах. И, конечно, педагогические университеты находят возможности, ресурсы, идеи для того, чтобы скреплять между собой участников этого процесса и обозначать современные форматы, которые были бы привлекательны. Наш университет этой проблематикой занимается системно. На сегодняшний день в Свердловской области действует 41 педагогический класс, организованный УрГПУ. Опыт, накопленный вузом, достаточен для того, чтобы быть воплощенным и осмысленным в дальнейшем.   

Куратор проекта «Психолого-педагогические классы» в УрГПУ Наталья Белоусова представила информацию по количественному и качественному развитию проекта за 7 лет. Начальник Управления образования Железнодорожного района Екатеринбурга Галина Петрова рассказала об истории создания первого в Екатеринбурге педагогического класса. Этот район – самый многонациональный в Екатеринбурге, и непростая обстановка в школах, где процент детей-инофонов достигает 50, является одной из причин острой нехватки педагогов. Галина Михайловна рассказала о том, как записалась на прием к ректору УрГПУ, чтобы вместе обсудить пути решения этой проблемы, и узнала о существовании такого проекта. Педагогические классы были организованы на базе двух школ. Только в этом году из них выпускаются с целевыми направлениями в УрГПУ 29 высокомотивированных абитуриентов! Поскольку система доказала свою жизнеспособность, в следующем году будут открыты еще 4 класса.

Свой опыт работы представили одни из самых активных, инициативных и оптимистически настроенных партнеров проекта – директор школы № 166 Ольга Медведева и учитель биологии этой школы Наталья Погорелова. Елизавета Карсакова, учитель школы № 157, рассказала об интересных и мотивирующих мероприятиях, реализованных ее учениками (участие в различных конкурсах помогло им выиграть 3 гранта общей суммой более чем на 3 миллиона рублей, и все эти деньги пошли на развитие школы). О работе педагогических классов в Артинском городском округе рассказали начальник Управления образования Елена Спешилова, директор Артинского лицея Фаина Бугуева и куратор педагогического класса Артинской школы № 1 Ольга Дмитриева.

Интересно было узнать о моделях работы психолого-педагогических классах, которые развиваются в Ярославской области. Об этом рассказала директор Рыбинской школы № 28 имени А.А. Суркова Ольга Шальникова. Учащиеся очень активно принимают участие в областных образовательных мероприятиях и конкурсах и до поступления в вузы и ссузы получают основательную практическую подготовку.

Наталья Герчес, методист регионального института развития образования ЯНАО, кандидат педагогических наук, курирует психолого-педагогические классы округа в тесном сотрудничестве с УрГПУ. Для проекта это первый учебный год. Классы открыты во всех 13 муниципалитетах ЯНАО. В условиях округа нельзя сделать одну школу ресурсным центром для остальных, поскольку населенные пункты разбросаны по большой территории, труднодоступны, есть еще одна региональная особенность – много школ-интернатов. Партнерами проекта являются вузы Тюменской области и других регионов. Сетевая программа рассчитана на 2 года, широко используются дистанционные технологии. Большое внимание уделяется построению индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося.

Подводя итоги сессии, участники отметили, что сделано уже очень много, но психолого-педагогические классы находятся в постоянном процессе развития, в поиске всего полезного, нужного, интересного, современного, что может открыть старшеклассниками преимущества профессии учителя, увлечь в сферу образования и удержать в ней. Психолого-педагогические классы – ценнейший и перспективный ресурс, за счет которого будет пополняться кадровый резерв «учителей будущего». Следовательно, этому проекту нужны внимание и всесторонняя поддержка.

 

Текст: Ирина Шаманаева

Фото: Александра Карпушева