В УрГПУ стартовал Международный научно-образовательный форум «Современный учитель — взгляд в будущее»

В Технопарке универсальных педагогических компетенций УрГПУ состоялось торжественное открытие Международного научно-образовательного форума «Современный учитель — взгляд в будущее», который посвящен перспективам, инновационным технологиям и проблемам развития современной системы образования; обсуждению подходов к обучению подрастающего поколения в контексте изменений современного общества; актуальным вопросам подготовки и адаптации молодых педагогов.

С приветственным словом к организаторам и участниками обратилась ректор УрГПУ Светлана Минюрова:

Я счастлива, что у нас есть возможность встречаться, обсуждать, ставить задачи. Единая образовательная среда, которая создается в нашей стране, включает все уровни образования – от дошкольного до высшего и поствузовского. Мы с гордостью ощущаем, что с каждым годом наше государство вкладывает все больше ресурсов в то, чтобы, начиная от школьников — с ранней профессиональной ориентации, через занятия психолого-педагогических классов, обучение студентов педагогических колледжей и вузов, курсы повышения квалификации, каждый педагог мог чувствовать себя человеком важным и понимать, что его труд уважаем и необходим. Я благодарю всех вас за то, что мы все вместе находим время объединяться, делиться опытом. Так мы вместе строим будущее.

В адрес организаторов и участников форума поступил поздравительный адрес от директора Департамента подготовки подготовки, профессионального развития и обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Алексея Благинина. Алексей Геннадьевич пожелал участникам форума продуктивной работы и отметил: 

«Надеюсь, что форум позволит расширить горизонты профессиональных возможностей, поделиться опытом и наработками в педагогической деятельности, откроет новые возможности молодым педагогам для роста и самореализации, а также станет настоящим праздником профессионального общения».

Проректор Академии Минпросвещения Российской Федерации Хож-Ахмед Халадов поприветствовал участников форума, отметив, что мероприятие проходит в одном из старейших вузов Урала:

Уральский государственный педагогический университет славится своими традициями, талантливыми педагогами и прогрессивным подходом к обучению будущих учителей. В такой атмосфере профессиональный диалог участников форума позволит обменяться полезным опытом, инновационными достижениями в области преподавания дисциплин и воспитательных технологий, а также обсудить тенденции развития системы профессиональной подготовки педагогов. Сегодня подготовка педагогических кадров — это национальный приоритет. Много усолились сосредоточено на том, чтобы сформировать единую эффективную систему педагогического образования, которая будет давать возможности роста и самореализации школьникам, будущим педагогам и учителям. Не случайно, что 2023 год определён Указом президента Российской Федерации Годом педагога и наставника. Это признание значимости профессии педагога, его поди в формировании будущего благосостояния нашей страны, обеспечении ее безопасности.

Участников форума поприветствовал и.о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов, отметив значимость таких мероприятий для региона:

Сохранение ценностей нашей страны непосредственно связано с формированием современного учителя. Мы активно развиваем Российское движение школьников. Новое общественное движение детей и молодежи «Большая перемена» объединят все больше и больше участников. Это имеет для нас огромное знание. Учителя помогают в подготовке и сопровождают эти проекты. Еще одно важное для нас направление – появление во всех школах Свердловской области новой должности — советников директоров школ по воспитательной работе. Воспитание — приоритет современного образования.

Консультант отдела высшего образования и развития педагогических кадров Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Лилия Киргинцева приняла участие в церемонии награждения благодарственными письмами авторского коллектива учебного пособия «Воспитательный потенциал современного урока». Это пособие – результат работы международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет», который УрГПУ провел в 2021 году.

В видеообращении участников форума поприветствовал руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, генерал-лейтенанту юстиции Михаил Богинский:

Значимость проведения форума «Современный учитель — взгляд в будущее» сложно переоценить. Сегодня перед педагогами стоит ответственная задача — воспитать новое поколение настоящих патриотов, которые будут помнить героические поступки своих предков, знать историю своей страны. Только совместные усилия помогут нам передать новым поколениям жизненный и профессиональный опыт. Работа форума, по моему мнению, поможет найти оптимальные пути к решению поставленных задач. Желаю всем участникам форума эффективной работы и полезных творческих идей.

Полковник юстиции, старший инспектор контрольно-следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области Павел Романов наградил авторов — составителей уникального издания, посвящённого истории создания, боевому пути и личному составу крупного воинского формирования периода Великой Отечественной войны — 70-й армии войск НКВД «Героический путь 70-й Армии в ВОВ». Подготовка издания стала итогом взаимодействия Уральского государственного педагогического университета, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, общественной организацией ветеранов войск правопорядка Уральского федерального округа, а также следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области.

Форум продолжился пленарным заседанием. Модератором данного заседания выступила проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию Марина Бывшева.

Пленарное заседание началось с выступления ректора Уральского государственного педагогического университета Светланы Минюровой с докладом «Воспитывающий потенциал образовательной среды педагогического вуза». Светлана Алигарьевна рассказала о важности поддержки студентов, о создании модели воспитывающей среды в УрГПУ. В конце доклада Светлана Алигарьевна продемонстрировала ролик с участием студентов УрГПУ, которые поделились мнением, какую роль для них играет воспитание в Университете.

По видеосвязи свой доклад на тему «Психологически комфортная и безопасная образовательная среда как условия для формирования личности ребенка: современные фокусы в подготовке специалистов системы образования» представил декан факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета Ольга Андронникова. В докладе Ольга Олеговна рассказала о критериях психологически-безопасной среды в школе и о том, как её необходимо поддерживать педагогу.

Татьяна Владимирова, проректор по связям с общественностью, директор института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета выступила с докладом «Риски и возможности цифрового образования». В докладе была освещена тема цифрового образования, как процесса взаимодействия между обучающими и обучающимися, средствами которого являются цифровые технологии. Татьяна Николаевна рассказала о ключевых характеристиках, рисках и вызовах цифровой образовательной среды.

Алла Шестерина, профессор кафедры журналистики и телевидения Высшей школы журналистики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в своём видеодокладе «Видеоблогинг как эффективный компонент современных медиаобразовательных практик» рассказала о видеоконтенте, как конструктивном способе работы с детьми и о функциях использования видеоблогинга в образовательной организации.ющего развития, о полезном для педагогов портале дополнительного профессионального педагогического образования.

Светлана Тренихина, ректор Института развития образования, выступила со своим докладом «Человекоцентрированный подход в формировании цифровой среды ДПО в Свердловской области». В докладе были обозначены тезисы об образовательной политике, о принципах опережающего развития, о полезном для педагогов портале дополнительного профессионального педагогического образования.

Акмалжон Уринов, проректор по международному сотрудничеству Ферганского государственного университета в своём видеодокладе «Современная система подготовки педагогических кадров в Узбекистане» рассказал о приоритетных сферах развития образовательных учреждений Узбекистана и о межвузовском сотрудничестве с УрГПУ в подготовке педагогических кадров. 

Завершил пленарное заседание абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года 2018», учитель обществознания и права Алихан Динаев со своим видеодокладом «Педагогическая мастерская: инновационные формы подготовки будущих педагогов» о направлениях работы Педагогической мастерской на базе ЧГПУ.

За 2 дня в рамках Форума предусматривается проведение проектных и стратегических сессий; панельных дискуссий, интерактивных площадок, круглых столов – всего 10 направлений работы. 17 ноября мероприятия Форума прошли в главном учебном корпусе УрГПУ, Технопарке универсальных педагогических компетенций и в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства «Учитель будущего», а также на онлайн площадках.

В рамках международного научно-образовательного форума «Современный учитель-взгляд в будущее» в Технопарке УрГПУ состоялась презентация педагогического опыта «Воспитательный потенциал современного урока: содержание и технологии». Участники события обсудили содержание и технологии организации воспитательной работы в условиях школьного урока в рамках реализации требований Закона «Об образовании в РФ» в части воспитания подрастающего поколения на примере учебно-методических пособий, разработанных педагогами УрГПУ и Свердловской области.

В качестве модераторов презентации выступили доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физики и технологии и методики обучения физике и технологии УрГПУ Александр Усольцев и доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и технологии и методики обучения физике и технологии Борис Игошев.

Учебно-методическое пособие «Воспитательный потенциал современного урока» разработано в соответствии с заказом Министерства образования и молодежной политики СО и представляет собой комплект рекомендаций по содержанию уроков физики, химии, биологии, информатики, истории, обществознания, иностранного языка для реализации воспитательной направленности урока.

Авторы опубликованных пособий представили конкретные рекомендации по организации воспитательной работы на уроках физики, информатики, химии, биологии, иностранного языка, истории, обществознания; уроков «Разговор о важном» и во внеклассной работе.

Борис Михайлович начал встречу с доклада «Научно-методическое сопровождение воспитательного потенциала современного урока: проблемы и перспективы».

Заведующая кафедрой истории России, доцент Галина Кругликова рассказала о воспитательном потенциале уроков истории и обществознания. Галина Александровна отметила, что значимость и неизменную актуальность изучения истории многократно возросла с точки зрения формирования исторического мировоззрения обучающихся. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания включает формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитание высокого чувства гражданского долга, развитие умения критически мыслить и самостоятельно оценивать исторические факты и события. Галина Александровна отметила важность сохранения баланса в вопросе воспитания патриотизма, необходимость избегания крайностей, а обозначила методологические подходы к формированию патриотизма.

О воспитательном потенциале урока информатики рассказали профессор кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике УрГПУ Борис Стариченко и кандидат педагогических наук, директор школы бакалавриата ИРИТ-РТФ УрФУ, учитель информатики МАОУ СОШ №145 Максим Новиков. Максим Юрьевич представил примеры связи содержания информатики с воспитательными задачами и деятельностью на уроке. Среди решений воспитательных задач на уроках информатики Максим Новиков отметил обучение использованию отечественных цифровых решении, связь с IT-компаниями и вузами, что решает и профориентационные задачи, предоставление школьникам возможности самопрезентации и презентации собственных IT-решений, создания индивидуальных проектов.

Коллективом авторов – Татьяна Лозинская, Наталья Жест, Айткали Каминов, Елена Дьяченко, Надежда Пыткева – презентованы уроки, демонстрирующие воспитательный потенциал урока биологии. Основной воспитательный потенциал авторы видят, прежде всего, в краеведческом материале.

Заведующий кафедрой биологии, химии, экологии и методики их преподавания Надежда Абрамова, доцент кафедры биологии, химии, экологии и методики их преподавания Надежда Сулейманова, учителя Инна Змеева (МБОУ «СОШ №7», ГО Ревда), Мария Овчинникова (МАОУ «СОШ №29», ГО Ревда), Василий Сазонов (МКОУ СОШ д. Васькино) – авторы учебно-методического пособия «Воспитательный потенциал современного урока химии». В разделе «Химия» авторы предлагают примеры контрольных заданий, тестов, тем индивидуальных и групповых проектов, самостоятельной работы, составленных с применением регионального материала Свердловской области.

Директор Института иностранных языков УрГПУ Дарья Старкова и заведующий кафедрой английской филологии и методики преподавания английского языка Ольга Казакова презентовали воспитательный потенциал урока английского языка. Именно этот предмет воспитывает уважение к другим культурам и умение репрезентовать собственную культуру. Авторы отметили важность проектной деятельности на уроках английского языка.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физики и технологии и методики обучения физике и технологии УрГПУ Александр Усольцев рассказал о воспитательном потенциале урока физики. Представленные в учебно-методическом пособии задачи – результат многолетней работы. Главная задача физики – формирование научного мировоззрения. Александр Петрович обозначил основные аспекты реализации воспитательного потенциала урока физики, рассказал о структуре задачника и привел примеры, которые вызвали большой интерес слушателей.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Максим Суворов (соавтор – Галина Кругликова, заведующая кафедрой истории России, доцент) представил информационно-методическое пособие «Героический путь 70 Армии в Великой Отечественной войне» в помощь учителю при проведении уроков и во внеклассной воспитательной работе. В пособии на основании архивных материалов Центрального архива Вооруженных сил РФ, областного архива, воспоминаний ветеранов, представлен материал о боевом пути 70-ой армии — Отдельной армии войск НКВД, которая формировалась в Свердловске в 1942-1943г.г. в основном из военнослужащих пограничных и внутренних войск НКВД.

Встреча участников мастер-класса «Применение медиатехнологий во внеучебной деятельности» состоялась на площадке Технопарка УрГПУ. Наталья Симбирцева, заведующая кафедрой философии, социологии и культурологии, познакомила участников секции с мобильным экскурсоводом izi.TRAVEL и презентовала маршрут по Екатеринбургу, созданный группой студентов. Начальник управления медиакоммуникаций и протокольных мероприятий Анастасия Тенихина и руководитель студенческого медиацентра Наталья Суворова презентовали структуру и механизм работы лейбла USPU PRODUCTION и Молодежка USPU. Участники секции узнали, в каких программах и как создаются видеоролики и в чем отличие бекстейджа от новостного сюжета. В завершении мастер-класса участники перешли от теории к практике, подготовив вместе со спикерами сюжет.

В рамках Форума в Технопарке универсальных педагогических компетенций прошла работа круглого стола «Поликультурная образовательная среда: проблемы и перспективы». На круглом столе экспертами-практиками были обсуждены методы, приемы и формы взаимодействия участников образовательных отношений в условиях поликультурной среды, возникшей в процессе активных миграционных изменений и смены контингента обучающихся на разных уровнях систем образования.

Юлия Пастухова, заместитель заведующего МАДОУ №254, рассказала об опыте формирования поликультурной среды в дошкольном учреждении, обозначив в качестве ключевых задач обогащение представлений школьников о культуре народов с помощью разнообразной деятельности внутри группы: мастер-классов, занятий театральным и вокальным искусством, игр. Анна Иванова, заместитель директора МАОУ СОШ №149, поведала коллегам о способах работы с инофонами на уроках, отметив важность коллективной работы, индивидуального учебного подхода и постоянного диалога в рамках урока.

Равиль Валиев, заведующий кафедрой общей психологии и конфликтологии, рассказал о процессе понимания Другого как условии гармонизации отношений в поликультурной образовательной среде, показав аудитории важность гармонизации межнационального процесса через конструктивистскую форму взаимодействия: ресурсную основу, понимание интересов друг друга и взаимодействие в учебной группе. Заведующая кафедрой философии, социологии и культурологии Наталья Симбирцева рассказала о технологии развития визуального мышления в поликультурной среде путем реализации совместных проектов детьми и родителями.

Директор МАОУ СОШ №147 Александр Моисеев выступил с докладом, посвященным проблеме оценивания деятельности учеников-инофонов в условиях обучения в русскоязычной школе. Людмила Голубова, директор МБОУ СОШ №119, в выступлении подчеркнула значимость визуализации учебного материала как эффективного способа работы с детьми мигрантами. Сотрудники МБОУ МОШ №129 Анна Тынкачева и Ольга Фогилева рассказали о том, как проходит в школе работа с детьми-инофонами, а также поделились практическими методиками работы с иноязычными детьми на уроках словесности.

В докладах следующих спикеров также были рассмотрены фонетические особенности речевого развития младших школьников в условиях двуязычия, способы оценки предметных компетенций учителей начальных классов и другие темы, связанные с поликультурным образовательным процессом.

В центре «Учитель будущего» прошла стратегическая сессия «Реверсивное   наставничество в образовании: возможности и перспективы». Модераторами сессии выступили заведующая кафедрой истории России Галина Кругликова и заместитель директора центра «Учитель будущего» Алина Демышева.

Сессия прошла в смешанном формате, ее онлайн-участниками стали 45 педагогов из Свердловской области.

Галина Кругликова в своем выступлении рассмотрела инициативы последних лет в сфере наставничества и отметила, что актуальность развития реверсивного наставничества связана с профессиональными затруднениями, которые есть не только у молодых, но и у опытных педагогов. Спикер обозначила необходимость создания банка данных педагогов, реализующих систему реверсивного наставничества.

Советами о том, что нужно учесть при внедрении наставничества в вузе и опытом работы мастерских как формы наставничества поделилась гость форума, проректор по связям с общественностью МГПУ Татьяна Владимирова.

Ирина Дмитриева, замдиректора по НМР Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства представила доклад «Тьюторское сопровождение профессионального развития молодого педагога как современная технология наставничества».

Логопед Оксана Голунова подробно рассказала о своём опыте наставничества в школе, в центре «Ладо» и в детском саду № 43 Екатеринбурга.

Может ли наставничество быть виртуальным? На этот вопрос в своих выступлениях ответили доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Марина Николаева и воспитатель детского сада Виктория Авраменко, которые познакомили участников секции с такой формой наставничества как виртуальный методический кабинет.

О методах формирования наставнических пар в образовательной организации рассказала воспитатель детского сада № 5 «Ёлочка» Талицы Мария Зыкова. Свой опыт наставничества представила учитель начальных классов Салмановской школы Ульяновской области Светлана Яковлева.

В главном учебном корпусе УрГПУ участники Форума встретились на круглом столе «Современный музей: новые практики работы с молодежью», круглом столе «Вклад А.Д. Кириллова в развитие образования на Урале и в Свердловской области», тематическом заседании и стендовых докладах «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса» и мастер-класс «Правила эффективной коммуникации в наставнической паре».

На онлайн-площадках прошел ряд мероприятий: круглый стол «Исторические аспекты развития отечественных и зарубежных систем образования»; онлайн квест «Путешествуем по школам мира»; секция «Сравнительные исследования в современном образовании»; секционное заседание «Содержание, стандарты, традиционные и инновационные методы обучения в общем образовании. Преемственность дошкольного начального общего образования в условиях обновления ФГОС НОО»; панельная дискуссия «Профилактика аддиктивного поведения в образовании: современные подходы, технологии, инструменты»; мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта педагога в условиях цифрового взаимодействия»; круглый стол «Признаки насилия в отношении детей: эффективные формы и методы работы с семьей по профилактике семейного неблагополучия»; тематическое заседание и стендовые доклады «Обеспечение психологической комфортности и безопасности образовательной среды (опыт России и Белоруссии)».

Мероприятия Форума продолжатся 18 ноября.

Организаторы форума: Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Уральский государственный педагогический университет, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего», Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников.

 

USPU_PRODUCTION