Во всероссийском форуме педклассов приняли участие представители ГК «Просвещение»

25-26 октября на базе Центра «Учитель будущего» состоялся Всероссийский форум «Психолого-педагогические классы (ППК): новые задачи и возможности».

На протяжении двух дней участники форума обсуждали вопросы реализации и перспективы проекта ППК. Материал о первом дне читайте здесь.

Второй день форума прошел не менее насыщенно. С приветственным словом к участникам обратилась проректор по образовательной и научной деятельности УрГПУ Маргарита Кусова.

Для нас значимо сотрудничество с ГК «Просвещение» в области подготовки методического обеспечения и реализации тех идей, которые связаны с психолого-педагогическим направлением. Для нас важен обмен опытом, и, безусловно, мы полагаем, что сотрудничество с коллегами в рамках форума даст новый импульс развитию проекта ППК, – отметила Маргарита Львовна.

О новом учебном пособии «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов, впервые созданном для работы с ППК, рассказал руководитель авторского коллектива Виктор Басюк, д-р психол. наук, академик РАО. Учебное пособие состоит из двух частей и дополнительно включает в себя методическое пособие и электронный тренажер. Научным руководителем авторского коллектива является д-р пед. наук, чл.-корр. РАО Елена Казакова. Авторами учебного пособия стали ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, в их числе ректор УрГПУ, д-р психол. наук, профессор Светлана Минюрова и заместитель директора Центра «Учитель будущего», куратор проекта «Психолого-педагогические классы» в УрГПУ, канд. психол. наук Наталья Белоусова.

Данное учебное пособие является на сегодняшний день возможностью современного подхода к материалам, используемым учителем при изучении курса педагогики и психологии. Для нас этот курс особенный, он связан с реализацией предметов в рамках ППК. Мы попытались сделать не просто учебник, а некий навигатор, который открывает возможность для увлекательного путешествия в мир педагогики и психологии. Для нас очень важно было погрузить читателя этой книги в интересное взаимодействие с процессами, которые способствуют формированию многих личностных качеств человека, в науку, которая помогает в вопросах воспитания подрастающего поколения, не важно, свяжет ли потом обучающийся 10 или 11 класса свой профессиональный путь с педагогической профессией. Для нас было важно, чтобы ребята, знакомясь с этими двумя интереснейшими науками, проникались и понимали, что они обязательно пригодятся им в дальнейшей жизни, независимо от того, какую профессию они выберут, – отметил Виктор Стефанович.

Спикер выразил благодарность Академии Министерства Просвещения, издательству «Просвещение» и коллективу авторов, особо отметив представителей УрГПУ, а также акцентировал, что проект по созданию методического пособия для ППК постоянно совершенствуется в целях появления новых форм работы с педклассами.

Мастер-классы для участников форума провели представители ГК «Просвещение» – заместитель главного редактора АО «Издательство «Просвещение»» Юлия Захир и ведущий методист Отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций Галина Крюкова.

По словам Юлии Захир, Год педагога и наставника задал интересный вектор – пожалуй, впервые тема учителя была в фокусе не только педагогического сообщества, но и всей страны в целом. Это дает уверенность в том, что тема не уйдет с повестки. Было проведено множество мероприятий, которые задают энергию и формируют инициативы, было создано интересное педагогическое сообщество – Методактив издательства «Просвещение».

Идея педагогических классов для России не нова и исчисляется вторым десятилетием. В этом смысле в нескольких регионах, в частности, в Свердловской области есть опыт. Фактически это был профессиональный инкубатор для тех, кто был потенциально готов работать в системе образования, в центре профессионального интереса которых находится ребенок. Сейчас эта идея стала более современной и Министерство просвещения РФ создало образовательную программу ППК, что расширило профессиональное поле, расширило потенциал тех детей, которые приходят в эти классы. Здесь фокус не только на педагогическую специальность, но и на другие социальные специальности, сопровождающие профессию. Для профессионала в любой сфере важна коммуникационная компетенция, когда ты понимаешь основы, как донести информацию, почему на тебя так реагируют, как это откорректировать, как подать информацию, как взаимодействовать в коллективе, как повести за собой и т. д.

Программа ППК интересная и готовит в разных направлениях. Поскольку издательство «Просвещение» заинтересовано, чтобы профессиональная работа наших педагогов приносила удовольствие, было создано пособие для работы с детьми, которые ориентированы на педагогические специальности. Особо хочется отметить авторов из Свердловской области, для нас ценно, что они не являются небожителями, несмотря на высокие звания и регалии, и говорят с учителями на одном языке, простыми словами объясняют сложные для учащихся понятия, – отметила Юлия Захир.

 

Далее Юлия Симановна в интерактивной форме провела профессиональный разговор о конкретных практических вещах, важных для работы учителя, и сделала обзор профессиональной литературы для педагога – новой серии педагогических пособий в формате нон-фикшн, в которых изложен реальный живой опыт, полученный людьми. В их числе – пособие «Будь функционально грамотным» Алихана Динаева, «Профессионализм педагога. Ответы на вызовы современности» Евгения Ямбурга, «На пути к новой педагогике: учить работать с невидимым» Александра Рывкина и др.

Кроме того, Юлия Захир рассказала, что издательство «Просвещение» планирует еще несколько книг и пособий, которые станут для участников проекта ППК настольными и в них будет профессиональный интерес. Юлия Симановна предложила присутствующим стать авторами этих книг и пособий и поделиться своим опытом. В частности, в числе тем, интересующих участников форума, были выделены – коммуникация с родителями, социальные проекты, взаимоотношения между поколениями, психологическая мотивация школьников и др.

На мастер-классах Галины Крюковой поговорили о перспективах реализации психолого-педагогических классов и групп в разных профилях, учились проверять читательскую, математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, развивали креативное мышление и глобальные компетенции.

По словам Галины Крюковой, на первом дне форума она уже увидела заинтересованное сообщество, которое не строит прожекты, а которое уже живет: «Школа, педагогический колледж, вуз – это надежная связка, потому что они не конкурируют между собой, взаимодополняют друг друга и помогают ребятам ППК быть в профессии. Школа дает возможность проводить мероприятия, колледж и вуз помогают своими специалистами. Они работают сообща, и это приведет к тому, что новое поколение студентов сможет выходить на активную практику уже на первом курсе».

Галина Васильевна также рассказала об учебном пособии «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов и том, что планируется его продолжение в виде практикума, где будущие учителя познакомятся с конкретными педагогическими ситуациями, которые возникают в реальной практике.

 

Издательство «Просвещение» дало новому учебному пособию жизнь, объединило общую идею и замечательных авторов, два из которых работают в Уральском педвузе – это Светлана Алигарьевна и Наталья Сагидулловна. Идея пособия развивается, и сейчас мы обсуждаем вопросы наставничества и сопровождения ребят из ППК на разных уровнях образования. Кроме того, постоянно расширяется серия книг «Педагогический нон-фикшн». Возможно авторами одной из них станут уральские коллеги, – отметила Галина Васильевна.

Мастер-класс на тему «Событийный подход в воспитательной работе» представила Елена Мисюрева, учитель биологии школы 12 г. Алапаевска. Участники разобрали этапы, логику осуществления и план проведения воспитательного события, а также обсудили этапы подготовительной работы к нему.

На мастер-классе заведующей кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО Светланы Токмяниной «Функционально грамотное поколение педагогов» была представлена практика решения контекстных заданий, а на примере сборника Алихана Динаева было показано, каким образом включать задания не только на уроках обществознания, но и на других предметах.

В конце мероприятия Наталья Белоусова и Галина Крюкова провели рефлексию, выявив качества необходимые будущему педагогу, и те качества, которые хотел бы прокачать у себя каждый участник.

Прозвучали слова благодарности организаторам форума:

 

Большое спасибо за организацию такого замечательного мероприятия! Участие в форуме, даже в формате онлайн, дает возможность не только получить новую, безусловно, полезную информацию в свою педагогическую копилку, но и испытать прекрасные эмоции. Например, чувство гордости за коллег и радости от принадлежности к высокопрофессиональному сообществу. Мастер-классы – это, действительно, мероприятия высшего класса от мастеров! Многое поняли для себя и про себя! А главное, на что ориентировать своих будущих коллег, которые пока только обучаются в ППК, – поделились участники.

USPU_PRODUCTION