Завершились мероприятия Международного научно-образовательного форума «Современный учитель – взгляд в будущее»

18 ноября состоялись мероприятия второго дня Международного научно-образовательного форума «Современный учитель – взгляд в будущее». События Форума прошли в главном учебном корпусе УрГПУ, Технопарке универсальных педагогических компетенций, Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего», ИМЦ Октябрьского р-на г. Екатеринбурга, Следственном управлении СК РФ по Свердловской области, а также на онлайн площадках.

О высшем педагогическом образовании на Урале и итогах международного научно-образовательного форума «Современный учитель — взгляд в будущее» на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС рассказали и.о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов и ректор УрГПУ Светлана Минюрова.

Юрий Биктуганов, говоря о перспективах развития педагогического образования в регионе, отметил важность поддержки педагогов со стороны государства.

Настрой педагога, с которым он идет в класс, общается с родителями и детьми, должен быть подкреплен уверенностью учителя в возможности участвовать в проектах, получить достойную зарплату, улучшить свой социальные и бытовые условия.

И.о. министра рассказал о возможности для педагогов получить субсидии на строительство жилья, которой воспользовались уже более 200 человек, напомнил о проекте «Земский учитель», который позволяет ежегодно привлекать в систему образования более 50 человек, о возможности получения звания «Заслуженный учитель Свердловской области».

С итогами международного научно-образовательного форума «Современный учитель — взгляд в будущее» познакомила журналистов ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Светлана Алигарьевна отметила, что форум, который проходит уже второй раз, в этом году собрал более 1500 педагогов всех уровней образования из всех уголков страны, представителей 55 вузов, и не только педагогических. Форум стал площадкой для обмена лучшими педагогическими практиками. В течение двух дней прошло более 42 мероприятий — дискуссии, обсуждения, мастер-классы, химический турнир.

На форуме обсуждались проблемы создания единого образовательного пространства, инновации в цифровой образовательной среде, проблемы наставничества, в том числе реверсивного, темы воспитания, сотрудничества в рамках евроазиатского партнерства.

Результат работы форума — не только обмен мнениями и дискуссии, но еще и очень хороший багаж видеоматериалов, презентаций, которые будут доступны для всех участников, и сборник в трех томах, включающий в себя учебно-методические пособия, которые любой педагог может использовать в работе, — рассказала Светлана Алигарьевна.

В ходе пресс-конференции Светлана Минюрова и Юрий Биктуганов ответили на вопросы журналистов, связанные с трудоустройством выпускников, социальной поддержкой педагогов сельских школ, программами, которые разрабатываются в УрГПУ.

Сегодня мы чувствуем поддержку не только со стороны государства, но и со стороны общества, родителей, и не только раз в год, в День учителя, но и ежедневно. Помочь детям выбрать путь в жизни, определиться с будущей профессией — наша общая задача, — подчеркнул и.о. министра, завершая встречу.

В главном учебном корпусе УрГПУ состоялась работа секции «Современные проблемы инклюзивного образования. Поликультурная образовательная среда» (модераторы – заведующий кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза Елена Каракулова и заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Елена Плаксина). Участники секции рассмотрели актуальные вопросы, связанные с образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Особое внимание было уделено проблемам сформированности компетенций у педагогов в области инклюзивного образования, технологиям работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, рассмотрен опыт инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

На онлайн площадках встретились участники секции «Научно-методические аспекты педагогической деятельности» и круглого стола «Актуальные практики обучения и воспитания начальной школы».

В ИМЦ Октябрьского р-на г. Екатеринбурга прошел мастер-класс «Актуальные практики патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста» (модератор – Евгения Коротаева, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства.

На площадке Следственного управления СК РФ по Свердловской области прошла работа секции «Воспитание подрастающего поколения на примере подвига специальных служб и правоохранительных органов по защите Отечества», состоялись стратегическая сессия «История подвигов и свершений специальных служб и правоохранительных органов по защите Отечества» и круглый стол «Технологии, формы, методы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе структурами специальных служб и правоохранительных органов».

В центре «Учитель будущего» прошла научно-практическая конференция «Классное руководство: векторы развития на современном этапе». Модератором встречи выступила руководитель Ассоциации классных руководителей Свердловской области профессор ЦНППМПР Ирина Ларионова.

Директор центра «Учитель будущего» Марина Бывшева, открывая конференцию, отметила, что развитие научно-методического сопровождения классных руководителей два года назад стало инициативой УрГПУ, поддержанной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Спикер рассказала о ресурсах центра «Учитель будущего», деятельности Ассоциации классных руководителей и выразила надежду, что профессиональные педагогические сообщества будут развиваться в муниципалитетах, помогая педагогам общаться, учиться понимать друг друга и делиться опытом.

На конференции были рассмотрены вопросы развития института классного руководства на современном этапе, организации научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя на разных уровнях управления системой образования и взаимодействия общеобразовательных организаций по реализации примерной программы воспитания, а также будет представлен опыт деятельности классных руководителей в решении задач воспитания подрастающего поколения.

На площадке ЦНППМ в рамках Форума состоялся ряд других мероприятий: семинар-практикум «Организация в школе системной профилактики аддиктивного поведения у подростков», воркшоп «Классное руководство: создание матрицы успешности современного школьника», круглый стол «Государственная политика в сфере воспитания. Базовые национальные ценности», секционное заседание «Воспитательный потенциал медиа в развитии личности современного ребенка» и мастер-класс «Потенциал медиасреды в практике современного педагога».

В рамках Международного научно-образовательного форума «Современный учитель — взгляд в будущее» в Технопарке УрГПУ в смешанном формате состоялась работа секции «Педагогическое образование XXI века: стратегии, стандарты, инновации, технологии. Единое образовательное пространство профессионального педагогического образования в России».

В качестве модератора встречи выступила кандидат географических наук, доцент, директор института естествознания, физической культуры и туризма УрГПУ Оксана Янцер. География участников секции обширна: Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ош (Кыргызстан), Санкт-Петербург, Мелитополь, Ангарск, Кокшетау (Казахстан).

Участники обсудили вопросы внедрения стандартов, подходы к обучению и реализации инновационных технологии в контексте трансформаций современного общества, направления и перспективы развития современной системы образования при формировании Единого образовательного пространства профессионального педагогического образования в России.

Анастасия Боброва представила доклад на тему «Использование потенциала неформального образования в профессиональной подготовке будущего педагога». Анастасия Алексеевна отметила особенности формального и неформального образования и рассказала об организации волонтерской деятельности в Сургутском государственном педагогическом университете — методической площадке для подготовки лидеров инклюзивного добровольчества.

Оксана Янцер поделилась опытом УрГПУ в реализации межпредметных проектов как средства формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза. Оксана Васильевна отметила такие проекта, как Единый фенологический день, «Климат и фенологи», «Биоклиматические показатели», «Фенология из окна». Такие проекты, по словам спикера, формируют естественнонаучную грамотность. Студенты при их реализации приобретают организаторский опыт наставника/куратора. Выпускники вузов приобретают важные компетенции для жизни в современном обществе, что повышает их конкурентоспособность и профессионализм.

Мусабек Сатыбалдиев (Ошский государственный педагогический университет, Кыргызская Республика) представил онлайн доклад на тему «Человек и его возможности в сфере образования», подчеркнув, что человеческий ресурс — важный фактор в развитии образования в современном мире.

Старший преподаватель Тюменского государственного университета Юлия Булыгина посвятила свое выступление готовности к укреплению социального здоровья учащихся как важному качеству будущего педагога. Доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике Ирина Семенова рассказала о путях решения задачи, связанной с изменением методов обучения для подготовки учителей математики. Чжан Чи (Санкт-Петербург) представила основные технологии музыкально-педагогического общения.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Мелитопольского государственного университета Наталья Сосницкая и аспирант Татьяна Сергеева выступили с докладом на тему «Проектные технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов, руководителей творческого коллектива».

Наталья Удинцева, заместитель директора МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» осветила тему «SMART- технологии в образовании: актуализация проблемы». Наталья Борисовна отметила, что SMART-образование – это возможность учиться везде с мотивацией учиться всегда. Это не дает учителю новые возможности, но и требует от него новых компетенций. Наталья Удинцева подчеркнула, что мотивация учеников повышается тогда, когда учитель и ученик учатся вместе, когда ученик становится соавтором контента.

Нина Стукаленко и Ирина Просандеева (Кокшетау, Казахстан) рассказали о применении коучинговых инструментов в деятельности педагога-психолога. Доклад участницы секции из г. Ангарск Виктории Строевой был посвящен вопросам использования мобильных приложений для обучения английскому языку и оценивания образовательных результатов обучающихся. Представители Мелитопольского государственного университета Наталья Сосницкая и Николай Рубцов представили математическую модель взаимного влияния организационных форм на конечный результат обучения.

Работа секции продолжится на круглом столе «Ядро профессионального педагогического образования в естественнонаучном и географическом направлении: содержание, технологии, внедрение».

В конференц-зале Технопарка в смешанном формате состоялась работа по направлению «Современная образовательная среда педагогического ВУЗа: ресурсы, инструменты, технологии» в формате панорамы проектных решений. Модераторами площадки стали проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию Марина Бывшева и начальник управления научных исследований УрГПУ Ирина Воробьёва.

Марина Бывшева выступила с докладом о том, каким образом проектируются и реализуются программы подготовки и переподготовки педагогических кадров в УрГПУ. Марина Валерьевна рассказала о важности создания единого образовательного пространства педагогических ВУЗов, которое реализуется благодаря работе центра «Учитель будущего», федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, технопарка «Педагогический Кванториум» и технопарка универсальных педагогических компетенций. Марина Валерьевна отметила, что на данный момент УрГПУ отвечает на вызовы и задачи современной образовательной среды по всем федеральным проектам Национального проекта «Образование» и нацелен на сотрудничество.

В онлайн-формате на площадке присутствовали представители Амурского гуманитарно-педагогического университета.

Марина Бабикова, руководитель Совета молодых учёных УрГПУ, продолжила сообщение Марины Валерьевны и рассказала коллегам о реализации в УрГПУ проектов «Завтрак с учёным» и «Научный абонемент».

Ирина Воробьёва сделала акцент на развитии студенческого научного общества и рассказала об участии студентов в грантовых конкурсах.

В процессе дискуссии была рассмотрена возможность сотрудничества УрГПУ с Гуманитарно-педагогическим Университетом Комсомольска-на-Амуре. Коллеги определили перспективы для ближайших совместных проектов и была достигнута договорённость о дальнейших переговорах.

В актовом Технопарка УрГПУ в очном формате прошло секционное заседание «Актуальные вопросы реализации обновлённых ФГОС в работе учителя» (ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»). Модератор Оксана Трофимова, проректор, кандидат педагогических наук, доцент Института развития образования, приветствовала участников и представила доклад «О научно-методическом сопровождении введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в Свердловской области». Оксана Трофимова подчеркнула готовность ИРО работать не только с муниципалитетами и образовательными организациями, но и с каждым педагогом.

Наталья Смирнова выступила с двумя взаимосвязанными докладами «Актуальные вопросы преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература» в условиях реализации обновлённых ФГОС» и «Актуальные вопросы преподавания учебных предметов «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Родная литература» в условиях реализации обновлённых ФГОС», в которых подчеркнула воспитательный потенциал учебных предметов.

Людмила Шмакова в докладе «Актуальные вопросы преподавания учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования в соответствии с обновлёнными ФГОС» рассказала об изменениях в содержании математического образования и важности функциональной математической грамотности.

Светлана Токмянина подчеркнула преемственность ФГОС и обратила внимание на методологическую основу — системно-деятельностный подход в сообщении «Преподавание общественно-научных дисциплин в условиях реализации обновлённых ФГОС».

В докладе «Предметная область «Технология»: актуальные вопросы обновлённых ФГОС» Татьяна Корчак обратила внимание на функциональную грамотность при проведении уроков технологии, подчеркнула воспитательный потенциал и усиление проектной деятельности.

Завершила заседание Наталья Бобкова с выступлением «Воспитывающая среда современной школы: формируем личность, создаем будущее» и предложила ресурсы издательства «Просвещение» — учебники, цифровые образовательные сервисы, которые помогут педагогу организовать интересные и эффективные занятия.

В рамках международного Форума в Технопарке УрГПУ состоялся круглый стол «Россия – Центральная Азия: сотрудничество в сфере образования в контексте 30-летия дипломатических отношений».

С приветственным словом в начале дискуссии выступила модератор сессии, ректор УрГПУ Светлана Минюрова:

Для нас большая гордость, что в Форуме принимают участие более 50 университетов как России, так и стран СНГ. И нам очень важно сегодня вместе с вами обсудить темы и задачи развития образования. В УрГПУ обучается немало студентов, которые приехали из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, и мы благодарны им за то, что вместе с ними создаём единое образовательное пространство. Уверена, что во время сегодняшнего круглого стола мы выработаем совместные решения, которые и дальше позволят нам развивать устойчивое сотрудничество.

Поприветствовали участников мероприятия заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Людмила Берг, генеральный консул Киргизской Республики в городе Екатеринбурге Руслан Бийбосунов, генеральный консул Республики Таджикистан в городе Екатеринбурге Зафар Сайидзода, генеральный консул Республики Узбекистан в городе Екатеринбурге Абдусалом Хатамов, а также проректор по международному сотрудничеству Ферганского государственного университета Уринов Акмалжон.

Первым докладчиком выступил заведующий кафедрой общей и педагогической психологии факультета психологии Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни Наимжон Абдурашитов, посвятивший своё выступление психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Об особенностях лидерства в кыргызско-русской межкультурной коммуникации в условиях современных вызовов рассказала Назира Абдыгазиева, педагог кафедры русского языка и литературы Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева, отметившая важность формирования у педагогов навыка коммуникативного лидерства, гарантирующего успех в процессе профессиональной самореализации.

Людмила Лиходедова, заведующая кафедрой специальной педагогики Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова, затронула в выступлении тему актуальных вопросов подготовки педагогов-ассистентов, деятельность которых поспособствует обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды.

Назира Момошева, доцент кафедры всеобщей истории Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, поведала слушателям о развитии общественной дипломатии РФ в странах Центральной Азии, отметив важнейшие отправные точки между Россией и Кыргызстаном на пути к сотрудничеству.

Завершающими стали выступления декана факультета истории и регионоведения Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Туратбека Сырдыбаева и старшего преподавателя кафедры мировых языков ОшГПУ им. А. Мырсабекова Сатыбалдиева Мусабека, которые рассказали об основных приоритетах кыргызско-российского вузовского партнёрства в системе высшего, среднего профессионального и общего образования.

В Технопарке УрГПУ также встретились участники мастер-классов «VR — технологии», «Образовательная робототехника», «Понимаем другого в конфликте», дискуссионной площадки «Профессиональная адаптация современных педагогов-психологов: специфика и сопровождение», психологических мастерских «Современные технологии сохранения и укрепления психологического здоровья» и «Технологии повышения психолого-педагогической компетентности и психологической поддержки родителей», круглого стола «Воспитательный потенциал профессионального образования», стратегической сессии «Воспитательный потенциал общего и дополнительного образования: содержание и технологии» и семинара для управленческих команд и педагогов, работающих в профильных психолого-педагогических классах.

По итогам форума запланировано издание сборника материалов, индексируемых в РИНЦ с присвоением каждой статье DOI.

USPU_PRODUCTION